Люди, в детстве постоянно ощущавшие, что мать последовательно оказывает предпочтение одному ребенку перед другими, делая его своим любимчиком, или, напротив, отвергает его, имеют повышенные шансы развития симптомов депрессии в среднем возрасте. Таковы результаты недавнего исследования, проведенного геронтологом из Корнелла Карлом Пилмером.
Предыдущие исследования уже показали, что родительский фаворитизм в отношении детей негативно отражается на состоянии их психического здоровья и часто вызывает поведенческие проблемы, проявляющиеся у братьев и сестер в детстве, подростковом или в раннем взрослом возрасте, но результаты обследования 275 семей из Бостона и его окрестностей, одним из руководителей которого была социолог Джилл Сьютор, впервые продемонстрировало сохранение этих последствий в более позднем взрослом возрасте.
"Субъективно воспринимаемый ребенком фаворитизм матери продолжает сохранять влияние на психологическое состояние ребенка даже после того, когда он, уже став взрослым, много лет живет вне родительского дома и обзавелся собственной семьей," - говорит Пилмер, профессор кафедры возрастной психологии и заместитель декана по популяризации научных исследований в Колледже экологии человека, подводя итоги своего исследования, опубликованного в апрельском номере «Журнала брака и семьи» (Journal of Marriage and Family).
"Неважно, были ли именно Вы «избранным» ребенком или наоборот, обращение родителей с детьми, воспринимаемое последними как неравное, наносит вред психике всех братьев и сестер в семье, - продолжил он. - Дети, которым оказывается меньшее предпочтение, могут затаить злобу на свою мать или ее любимчика, а сам любимчик ощущает неприязнь со стороны своих братьев и сестер и несет на себе дополнительный груз в виде необходимости соответствовать повышенным родительским ожиданиям."
Однако матерям, вероятно, трудно избежать проявлений фаворитизма, поскольку, как показало исследование, 70 процентов мам признали, что чувствуют особенную близость к одному из своих детей, и лишь 15 процентов детей сообщили, что ощущают равное отношение со стороны матерей. Аналогично, 92 процента детей и 73 процента матерей смогли указать ребенка, имевшего наиболее частые конфликты с матерью.
Исследование, в котором учитывались размер семьи, раса и ряд других факторов, основывалось на материалах собеседований с 275 матерями в возрасте 60-70 лет, имевших по крайней мере двоих ныне живущих детей и материале обследований 671 детей этих женщин. В дополнение к вопросам об эмоциональной близости или чрезмерной конфликтности матери по отношению к одному из детей, у матерей и детей спрашивали, на попечении кого из детей мать хотела бы остаться в старости или в болезни. Когда имело место материнское ожидание будущей заботы от определенного ребенка, все дети страдали от более выраженных депрессивных симптомов, хотя субъективное восприятие материнских предпочтений детьми не показывало взаимосвязи с их психическим состоянием.
Результаты исследования могут привести к возникновению новых методов терапии, которые могут найти применение у практикующих психологов, работающих со взрослыми детьми и их пожилыми родителями, сказал Пилмер. "В нашем обществе сильно влияние моральной нормы, требующей равного обращения со всеми детьми, поэтому тема фаворитизма может выглядеть чем-то вроде табу. Если консультанты могут помочь пожилым родителями и их взрослым детям открыто обсудить некоторые проблемы, связанные с неравным отношением родителей к детям, это может помочь предотвратить семейный конфликт."
Наряду со Джилл Сьютор, в число соавторов работы входят Чарлз Хендерсон, старший научный сотрудник в области возрастной психологии и аспирант Сет Пардо, также из Корнелла.
Пер.: А. Николаев