Два человека могут научиться сотрудничеству на интуитивном уровне – без коммуникации или осознанного намерения сотрудничать, но этот процесс не работает в группах из трех и более человек.
Целью исследования, проведенного специалистами факультета психологии и кафедры экономики Лестерского университета, было объяснить, как два человека учатся сотрудничать, даже не зная, что они взаимодействуют друг с другом. В более крупных группах для координации действий требуется осознанная коммуникация между участниками.
Авторы этого проведенного при финансовой поддержке Британской академии исследования, которое будет опубликовано в журнале «Когнитивная психология» (Cognitive Psychology) - профессор Эндрю Колман, доктор Брионии Пулфорд, доктор Дэвид Омтзихт и доктор Али аль-Новаихи. Результаты их исследования могут помочь достичь более глубокого понимания механизмов интуитивной кооперации.
Исследователи провели серию лабораторных экспериментов с участием групп различных размеров и разработали математическую модель интуитивного процесса обучения. Участники эксперимента получали выигрыш или теряли определенную сумму после нажатия одной из двух клавиш на клавиатуре компьютера, при этом им было неизвестно, что исход зависел не только от их собственного выбора, но и выбора их соседа. Оказалось, что после многократного повторения игры выигрыши постепенно начинали превосходить проигрыши в группах из двух, но не трех и более человек.
Профессор Колман пояснил это так: «Вот простой пример, иллюстрирующий суть процесса. Каждое утро Альфред решает, дать ли своему сыну изюм или сырные палочки, чтобы перекусить в школе. В то же самое время, Элизабет выбирает между попкорном и арахисом для своей дочери. Дети – приятели, и всегда делятся своими запасами съестного в школе, хотя их родители об этом не подозревают. У сына Альфреда аллергия на арахис, и он чувствует себя неважно, съев арахис, позаимствованный у дочери Элизабет, которая, в свою очередь, страдает от аллергии на сыр и болеет, съев сырные палочки. В результате, хотя выбор каждого из родителей не влияет на самочувствие его собственного ребенка, в каждом случае один из вариантов благоприятен для самочувствия другого ребенка и настроения его родителя, а другой – неблагоприятен для самочувствия другого ребенка и расстраивает его папу или маму».
Выбор, который делают Альфред и Элизабет, влияет на жизнь противоположной стороны, и в ходе такой жизненной «игры» два человека могут «заключить» своего рода неосознанное «соглашение», интуитивно идя навстречу друг другу – но этот сценарий легко разрушается, как только в игру вступает третье лицо. Без эффективного планирования и твердых правил, даже самым лучшим «работающим» отношениям между двумя людьми приходит конец, как только в них начинает участвовать третье лицо.
Супругов или пары деловых партнеров могут полагаться в определенной мере на такое интуитивное взаимодействие, но более крупные группы нуждаются в осознанной коммуникации и планировании. Для обеспечения таких коммуникации и планировании требуются специальные механизмы. Интуитивная кооперация – это всегда дело двоих, а трое – это уже толпа».
Пер.: А. Николаев