Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Не все, на что человек смотрит, видит

Пытаясь сохранить изображение, которое мы только что видели, и оно еще свежо в памяти, мы становимся «слепыми» к текущей визуальной информации.

Было известно, что в течение некоторого времени, когда наш мозг ориентирован на предыдущие задачи, мы можем не увидеть других вещей, которые у всех буквально на виду. Это явление известно как «слепота невнимания». Примером может служить знаменитый эксперимент «невидимая горилла», в котором люди смотрят видео, где две команды играют в баскетбол, а зрителям необходимо посчитать число передач, сделанных той или иной командой. Но неожиданно в самой середине экрана появляется человек, одетый в костюм гориллы. Вот его-то зрители и не замечают.

Новые результаты показывают, что в поле нашего зрения не обязательно должно быть нагромождения посторонних предметов, чтобы вызвать эту самую «слепоту», и что при сосредоточении внимания на чем-то, только что запомненном, мы видим гораздо больше, чем замечаем. Приходится признать, что мы на самом деле не знаем, что происходит вокруг нас.

Профессор Nilli Lavie от Института когнитивной неврологии Университетского колледжа Лондона, возглавляющий исследование, объясняет, где могут использоваться результаты его исследования: «Пример того, где это уместно в реальном мире – за рулем своей машины. Это когда люди следуют указаниям спутниковой навигации во время вождения. Наше исследование предполагает, что фокусировка внимания на запоминании направления, которое мы отслеживаем экране, означает, что мы не заметили множества других опасностей вокруг нас на дороге. Например, приближающийся мотоцикл или пешехода на переходе. Хотя, возможно, мы и «смотрели», куда едем».

Участники исследования решали задачи визуального запоминания, в то время как исследователи наблюдали деятельность их мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Результаты показали, что в то время как участники были заняты запоминанием продемонстрированного только что изображения, они не заметили вспышку света, которую их попросили обнаружить, даже если в их поле зрения больше ничего не было в данный момент.

Участники могли бы легко заметить вспышку света, если бы их разум не был загружен. Предполагается, что у них появилась « слепота от нагрузки». В то же время команда исследователей отметила, что была снижена активность в области мозга, которая обрабатывает входящую визуальную информацию - первичной зрительной коры.

Профессор Lavie добавляет: «Слепота», кажется, была вызвана невозможностью визуальной информации добраться до мозга на ранней стадии пути информационного потока, что означает, что в то время, как глаза “видят” объект, мозг еще нет».

Идея, что в мозгу мощность обработки информации мозгом ограничена и там присутствует конкуренция, была впервые предложена профессором Лави более 10 лет назад. Теория объясняет, почему мозг не в состоянии обнаружить даже заметное событие в поле зрения, такое как человек в костюме гориллы. Это происходит, когда все внимание сосредоточено на задаче, предполагающей высокий уровень информационной нагрузки.

Исследование показало, что конкуренция в мозгу между новой визуальной информацией и нашей краткосрочной зрительной памятью не была оценена прежде. Иными словами, вспомнив что-то, что мы видели, и чего в настоящее время нет в поле нашего зрения, означает, что мы на самом деле не видим всего, чего могли бы увидеть.

Cnews.ru, Пер.:

* * *

Чекалкина Татьяна, психолог.

«Внимание это то, на чем мы сконцентрированы в данный момент, то есть когда мы смотрим фильм, то проявляется зрительное внимание. Когда читаем книгу, то тоже концентрируем своё внимание, иначе наши мысли просто уведут бы нас от восприятия сюжета и информации. Внимание можно понимать ещё как то, ЧТО мы воспринимаем в данный момент. К примеру когда мы проявляем внимание к какому-то объекту или предмету, то чётко видим его и понимаем что это, в то же время, как если мы о чем-то задумались и взгляд рассеян, то не обращаем внимание на то, что происходит и находится вокруг.

Внимание можно уподобить взгляду. Зрение и внимание избирательны, то есть отчётливо видим только то, на чем сконцентрирован взгляд.

Внимание играет очень большую роль в нашей жизни. Именно благодаря вниманию мы можем совершать какие-то осознанные действия. К примеру, когда мы не проявляем внимание на дыхание, этот процесс контролируется мозгом, но когда концентрируем внимание на этом процессе, тот тут же можем контролировать ритм дыхания и объём вдыхаемого воздуха. Все то, что мы делаем осознанно, контролирует результат нашего внимания: когда переходим дорогу, решаете пример, готовим, разговариваем и так далее. Это проявляется во всех аспектах человеческой деятельности. Именно поэтому так важно научиться концентрировать своё внимание на чем-либо.

Что такое концентрация внимания?

Тут все просто. Это удержание внимания на каком-либо объекте. Все люди имеют концентрировать своё внимание на чем-либо, некоторые это делают осознанно, но основная масса людей делает это подсознательно. У внимания есть такая отличительная черта как динамичность, то есть постоянное переключение с одного объекта на другой. Другими словами наше внимание блуждает. Именно эта черта делает людей не внимательными.»

Вознаграждение за достижение цели является ключевым фактором при принятии решений

Исследование показывает, что ценность, которую люди приписывают результатам, субъективна и в значительной степени зависит от их личных целей и контекста принятия решения.


Когнитивный механизм формирования и разрушения привычек

Когнитивные нейробиологи описали совершенно новый подход к тому, как сделать изменение привычек достижимым и долговременным.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация