Вполне резонно мнение, что руководители и начальники подвержены большим стрессам, чем подчиненные за счет более высокой степени ответственности и рабочих нагрузок. Однако новое научное исследование ставит под сомнение такое мнение.
Шестьдесят пять граждан различных профессий и сто сорок восемь руководителей приняли участие в исследовательском мероприятии, на котором им было предложено заполнить анкеты, касающиеся их беспокойства. Помимо анкетирования, ученые зафиксировали уровень кортизола (гормона стресса) в слюне каждого испытуемого.
Результаты показали, что люди на руководящих должностях имели уровень кортизола и беспокойства значительно ниже, чем люди, занятые на других должностях. Иными словами, - чем выше должность, тем ниже уровень тревоги и кортизола.
По словам Гарри Д. Шермана, пост докторанта школы Кеннеди в Бостоне, кандидата наук: «Считается, что у руководителей большая ответственность, а ей сопутствует стресс. Однако контроль, также сопутствующей высокой должности, может разрядить, смягчить стресс от высокой ответственности». «Чем больше у человека полномочий, тем меньше стресс. Руководитель обладает большей свободой действий, касающейся возможности покинуть офис, пойти на обед, выбрать удобный рабочий график» - говорит Кертис Райзингер, кандидат наук, директор Программы помощи сотрудникам на Северном побережье Лонг-Айленда Jewish Health System в Грейт-Нэк, Нью-Йорк. «Конечно, совсем необязательно то, что если вы не начальник, то абсолютно бессильны перед стрессом. Ведь есть способы по снижению уровня стресса. Медитация, регулярные физические упражнения и глубокое дыхание может помочь уменьшить остроту стресса. Разговорная терапия также может помочь изменить ваше отношение к стрессу. Эта терапия меняет ваше мнение о вашей работе, ваших коллегах и вашем начальнике» - замечает Райзингер.
Medicinenet, Пер.: PSYCHOL-OK.RU
* * *
Владимир Каратаев, психолог, психоаналитик.
«С точки зрения психологии, думаю, все закономерно. Начальниками становятся, во первых, экстраверты, во вторых, это еще и люди, которых не ограничивали строго в воспитании в раннем возрасте и дальше. То есть, им не прививали иррационального чувства вины, что является методом воспитания более эгоистичных родителей, желающих в большей мере подчинить ребенка, а, значит, ограничить его в своих желаниях, намерениях, духовных потребностях, что способствует раскрытию талантов и способностей. Ограниченный ребенок выходит во взрослую жизнь, умея только подчиняться, слабо представляя свои возможности. Поэтому, на своем рабочем месте ему надо угождать другим. И его тревога часто на поверхности. Она свободно плавающая. Ребенок, избежавший чувство вины, наоборот, активно изучал себя в течение всего детства, находился в различных не штатных обстоятельствах и выжил. Поэтому, его трудно во взрослой жизни чем-либо напугать и ограничить. Он не испытывает вины, следовательно, не испытывает неуместных переживаний. Только по делу. Поэтому, это менее беспокойный человек, с большим инструментарием стратегий. С состоянием тревоги он почти не знаком. И это подтверждается жизнью. Есть другой тип людей, которых ограничивали и прививали вину в детстве, но, при этом, они наделены амбициями быть не хуже упомянутых начальников. Этот тип начальников тревожен, зависим, имеет сердечные болезни и подвержен инфарктам. Им значительно сложнее. И они могут быть тревожнее своих подчиненных.
Что касается тревожности подчиненных, то выход в избавлении от ложного чувства вины. То есть, не заниматься самоедством и самоотрицанием в случаях неудовольствия им окружающими. Это просто работа, и окружающие не являются мамами. Окружающие могут обвинять за эпизод, а не человека. Это надо отличать. И, во-вторых, избегать чувства ложного стыда, также пришедшего с детства. При этом подчиненный реагирует на то, что о нем, наверное, подумали, что о нем, наверное, говорят, как к нему, наверное, относятся. И мнение окружающих для него решающее. Это также искажение. Выход - его оценка должна лежать только внутри него, а не снаружи. Тогда оптимизм на рабочем месте гарантируется.»
Вяземская Катерина, психолог, семейный терапевт.
«Стресс - это реакция организма на неблагоприятные психологические и физические воздействия среды.
Если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к “поломкам” в организме.
В профессиональной деятельности присутствуют такие факторы стресса, как: попытка соответствовать недостижимым стандартам; работа в постоянно меняющихся условиях; работа с неприятными людьми; слишком большая ответственность; чрезмерная нагрузка и т. д.
В таких условиях человеку трудно отвечать на потребности своего организма.
В статье замечено, что “контроль, также сопутствующей высокой должности, может разрядить, смягчить стресс от высокой ответственности”. “Чем больше у человека полномочий, тем меньше стресс. Руководитель обладает большей свободой действий, касающейся возможности покинуть офис, пойти на обед, выбрать удобный рабочий график”, таким образом, у руководителей, в отличии от подчиненных, действительно есть возможность своевременно отслеживать свои потребности и вовремя удовлетворять свои нужды.
Невнимательное отношение к себе может привести к результатам накопленного стресса. Появятся такие симптомы как: проблемы со сном, раздражительность, вспышки гнева, нарушение памяти и концентрации внимания, сверх бдительность.
Конечно, довести себя до такого состояния можно на любой должности, скорее это вопрос ответственности перед самим собой. Есть разные способы позаботиться о себе, о своем здоровье.
Обращение к психологу, разговорная терапия, помогают выявить скрытые потребности, снять накопленное напряжение и снизить воздействие стресса.
Занятия спортом и реализация своих творческих способностей помогают восстанавливать внутренний баланс и стрессоустойчивость в целом.»