Недавно проведенное исследование* показало, что дети, которые ходят в детский сад, получают пользу от более разнообразного общения и социального взаимодействия по сравнению с детьми, которые не ходят в детский сад. 29 августа 2013 г исследователи из университета Рэдбуд (Неймеген, Нидерланды) написали в научном журнале PLOS ONE, что первые отличаются более развитой способностью приспосабливать свое невербальное общение в зависимости от возраста человека, с которым они играют.
В этом исследовании описывается уникальная способность людей ставить себя на место другого человека перед тем, как определиться со стратегией общения, которая поможет эффективно передать ему нужную информацию. Кажется, что наша способность смотреть на мир с точки зрения другого человека развивается очень рано, но факторы, которые влияют на этот навык, пока неизвестны.
Арйен Столк (Arjen Stolk) и сотрудники Института познания мозга и поведения Дондерс при университете Рэдбуд разработали творческую компьютерную игру на двоих для пятилетних детей, в которой ребенок должен научиться без слов сообщать местонахождение спрятанного предмета другому игроку, находящемуся в другой комнате.
Исследователи обнаружили, что стиль объяснения пятилетних детей менялся в зависимости от возраста человека, с которым, они думали, они общаются. Когда они думали, что играют с двухлетним ребенком, они долго и терпеливо старались объяснить ему, где находится желудь. Когда им говорили, что они играют с ребенком их возраста, их стиль объяснения был не таким сложным.
Исследователи заметили, что навыки общения определенно более развиты у детей, посещающих детский сад. Чем больше дети посещали детский сад, тем лучше была развита их способность приспосабливать свой стиль общения. Уровень образования родителей ребенка и присутствие в доме семьи братьев и сестер ребенка оказывали на эту способность меньшее влияние. Авторы считают, что дети, которые больше посещают детский сад, могут развить более эффективные навыки общения по причине более разнообразного общения и социального взаимодействия.
* Это исследование является частью кандидатской диссертации Столка, которая посвящена подробному исследованию нервных механизмов, которые поддерживают вербальное и невербальное общение.
Пер.: PSYCHOL-OK.RU
Комментарий психолога
Игорь Гожий, врач-психотерапевт, трансактный аналитик.
«В данном исследовании сравнивается развитие детей, посещающих детский сад, с детьми из очень закрытых семей, в которых ребенок оказывается изолированным от общения с другими людьми вне семьи. Такой одинокий, скучающий ребенок целый день проводит в квартире, и контакты его ограничены. У таких детей психосоциальное развитие, конечно же, страдает. С четырех лет одной из основных задач развития ребенка становится освоение взаимодействия в группе. И детские дошкольные учреждения обеспечивают необходимыми межличностными контактами.
Но хотелось бы отметить, что в обществе нарастает тенденция использовать для коммуникативного (и различного другого) развития ребенка не детские сады, а альтернативные детские учреждения. Если ребенок не посещает детский сад, он, как правило, находит общение (как со сверстниками, так и с детьми других возрастов) в процессе различных занятий, которыми наполнена его неделя. Изменение отношения родителей к детским государственным учреждениям является закономерным процессом, связанным с этапом развития общества. В настоящее время возрастает число «домашних детей»: тех, кто родился дома (а не в род. доме), кто посещает развивающие занятия, а не детский сад, кто обучается дома, а не в школе. Спрос рождает предложение – с каждым днем увеличивается количество детских центров, альтернативных детскому саду.
Чтобы понять, что происходит в обществе, обратимся к теории систем.
Так как в своем комментарии я в дальнейшем буду использовать взгляды системной семейной психотерапии, я должен сделать предварительное теоретическое отступление. Семью целесообразно рассматривать как систему, которая живет по хорошо описанным (системным), законам. Члены семьи, являясь элементами системы, подчиняются этим законам. Внутри семейной системы выделяют подсистему родителей и подсистему детей. Любая система имеет свои границы: внешнюю и внутренние, (между подсистемами). Внешняя граница семьи и границы подсистем могут быть более жесткими, менее жесткими или размытыми. Семейные системы являются подсистемами таких больших систем как государства. Для моего комментария важна одна закономерность: когда внешняя граница системы становится жесткой, ослабляются границы подсистем. И наоборот – размывание внешней границы приводит к усилению внутренних границ.
Теперь давайте посмотрим на то, что происходило в недалеком прошлом и происходит сейчас с системами, (государственными и семейными). Еще совсем недавно внешние границы систем — государств были очень жесткими. Мы жили с ощущением внешнего врага. При этом (по указанной выше закономерности) внешние границы семьи размывались. Государство могло вмешивать в жизнь семьи гораздо в большей степени, чем сейчас. Например, неверность супругов обсуждалась на партсобраниях. Размытость семейных границ приводило также к ощущению безопасности: бОльшее доверие к органам правопорядка, бОльшее доверие к государственным учреждениям. А значит, доверие к роддомам, к детским садам, к школам. Так как размыты внешние границы семьи, более жесткими становятся границы подсистем: родительской и детской. То есть родители мало вмешиваются в жизнь детей. Родители на работе, а дети в детском саду или в школе.
По мере того как стали размываться внешние границы государства (мы можем легко выезжать из страны, легко общаться с людьми из других стран через Интернет), границы семьи стали более жесткими. А значит, размылись границы между подсистемами. Это субъективно проявляется в том, что нет внешнего врага. Но исчезло ощущение безопасности вне семьи. Исчезло доверие к детским садам, школам, больницам. А у родителей появилась потребность более интенсивного общения с детьми. Результатом стали «домашние дети». Они не посещают детские сады, вместо этого их водят на занятия по плаванию, рисованию, гимнастике. Приверженцы этого движения скажут, что общение их детей со сверстниками более разнообразное, чем у детей в детском саду, так как происходит это общение не с одними и теми же детьми, а в совершенно разных детских коллективах.»