Последствия плохого обращения с ребенком и нехватки родительской любви могут проявляться на протяжении всей жизни ребенка, пагубно влияя как на его психическое, так и физическое здоровье.
Проводилось много исследований, оценивающих урон психическому здоровью человека, наносимый плохим обращением с ним в детстве. Плохие последствия для физического здоровья также хорошо подтверждены. Например, «токсический» стресс (ученые выделяют три вида стресса у детей: позитивный (positive), терпимый (tolelerable) и токсичный (toxic)) связывается с повышенным уровнем холестерина, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическим синдромом и другими проблемами, представляющими существенный риск для физического здоровья взрослого человека. Однако исследования последствий плохого обращения с ребенком на его физическое здоровье во взрослой жизни до сих пор сосредотачивались на отдельных системах.
Новое исследование, проводимое Калифорнийским Университетом в Лос-Анджелесе, впервые исследует влияние плохого обращения с ребенком и нехватки родительской любви на всю регуляторную систему ребенка, что дало возможность обнаружить сильную биологическая зависимость между негативным опытом, полученным в детстве, и физическим здоровьем взрослого человека. Результаты исследования публикуются на сайте журнала «Исследования Национальной академии наук» («Proceedings of the National Academy of Sciences»).
«По результатам наших исследований можно предположить, что есть возможность уменьшить негативное влияние плохого обращения с ребенком, по крайней мере, на его физическое здоровье», — сказала Джудит Э. Кэрролл, ученый-исследователь Психонейроиммунологического Центра Казенса при Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе и ведущий автор исследования. «Если ребенок получает любовь от своих родителей, он может быть более защищен от негативного влияния плохого обращения на его здоровье во взрослом возрасте по сравнению с теми детьми, которые такой любви не получают».
Было проведено исследование «Развитие риска для коронарной артерии в молодом возрасте» (Coronary Artery Risk Development in Young Adults — CARDIA), в котором приняли участие 756 взрослых. Исследователи измерили 18 биологических маркеров риска проблем со здоровьем, таких как кровяное давление, частота сердцебиения, гормон стресса, уровень холестерина, обхват талии, воспаленность и регулирование уровня сахара в крови, и на основании соответствующих рисков для здоровья составили итоговый показатель, названный «аллостатическая нагрузкa». Высокие значения по этим маркерам означают, что человек имеет более высокий биологический риск для развития болезни. Предыдущее исследование показало, что высокие значения аллостатической нагрузки говорят о большей вероятности появления проблем со здоровьем, таких как сердечный приступ или инсульт, или об ухудшении физического или умственного функционирования.
Для определения стресса в детском возрасте исследователи использовали хорошо проверенную шкалу, названную «Вопросник по проблемам в семье».
Они обнаружили существенную зависимость между сообщениями о плохом обращении в детстве и наличием мультисистемных рисков для здоровья. Но те люди, которые сообщили о большем количестве родительской любви в их детстве, имели более низкие мультисистемные риски для здоровья. Исследователи также обнаружили, что люди, сообщившие о небольшом количестве любви и высоком уровне плохого обращения в детстве, имели самый высокий мультисистемный риск для здоровья во взрослой жизни.
Исследователи предполагают, что токсический стресс у ребенка изменяет реакцию его нервной системы на стресс, повышая психическое и физическое возбуждение на угрозу и затрудняя ослабление этой реакции.
«Полученные нами данные показывают, насколько сильно негативный опыт, полученный в детстве, влияет на увеличение биологических рисков в отношении всех основных регуляторных систем организма», — сказала Тереза Симан, профессор медицины на факультете гериатрии Школы Медицины Дэвида Джеффена и на факультете эпидемиологии Школы Здравоохранения Филдинга при Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе и ведущий автор исследования. «Если бы мы проверили только отдельные биологические параметры, такие как кровяное давление или уровень холестерина, мы бы не обнаружили, что негативный опыт, полученный в детстве, связан с намного более широким набором биологических показателей риска для здоровья».
Авторы отмечают, что полученные данные основаны на перекрестном анализе и не доказывают причинную связь. В исследовании использовалась информация, предоставленная взрослыми участниками, поэтому есть вероятность некоторой неточности в результатах, связанной с неточностью воспоминаний. Кроме того, при исследовании не принимались во внимание другие факторы, влияющие на регуляторные системы, такие как плохое питание или загрязнение окружающей среды.
Но из полученных результатов можно предположить, что родительская любовь защищает человека от негативного влияния токсического стресса, пережитого в детстве. Кроме того, плохое обращение с ребенком может быть связано с такими проблемами во взрослом возрасте, как сердечно-сосудистые заболевания. Помимо прочего, плохое обращение с ребенком может увеличить его медицинские расходы во взрослой жизни.
«Мы надеемся, что результаты нашего исследования побудят власти усилить поддержку программы раннего вмешательства», сказала Кэрролл. «Если раннее вмешательство в проблемные семьи будет более эффективным, и если родители, учителя и другие люди, осуществляющие уход за детьми, будут обучаться тому, как создать для детей благоприятные условия, мы сможем помочь этим детям иметь в будущем меньше проблем со здоровьем».
Пер.: PSYCHOL-OK.RU
Комментарии психолога
Оксана Любицкая, практикующий психолог, психотерапевт.
«Прочитав результаты исследования, подумалось о том, что последствия любого обращения с ребенком проявляются на протяжении всей его жизни, влияя и на здоровье в том числе.
Плохое обращение. «Плохое», «хорошее», — это условные понятия и всегда нужно уточнять что понимается под плохим обращением.
«Плохое» — понятие субъективное. Например, часто можно видеть, как мама, или бабушка, всеми силами пытаются накормить ребенка и делают это, наверняка, из своих благих побуждений, — «как же можно ребенка оставить голодным?» С одной стороны, это забота о здоровье ребенка. С другой, стресс и для организма (физики) и для психики ребенка. Для кого-то такая забота и любовь могут обернутся ожирением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и целым клубком других заболеваний. Что здесь «хорошее обращение», а что – «плохое»? Вопрос для размышления.
Я намеренно беру в скобки слова «хорошее» и «плохое». Хорошее, плохое, — часто человек выставляет кому-то оценки, исходя из своего внутреннего содержания и отношения к той или иной ситуации.
При упоминании в статье о «плохом обращении» не уточняется, что авторы исследования имели ввиду и выборку каких ситуаций они брали.
Возможно, здесь подразумевается жестокое обращение с детьми.
Что можно отнести к жестокому обращению по отношению к ребенку? Это что-то угрожающее благополучию ребенка. «Плохое» обращение с ребенком может носить физический, эмоциональный, сексуальный характер. Сюда же можно отнести заброшенность ребенка, отсутствие ухода за ним.
Отсутствие заботы может выражаться в том, что ребенка выгоняют из дома, или же наоборот, держат его взаперти, или не кормят. Это может быть или запрещение ребенку участвовать в школьных мероприятиях, или же, наоборот, отсутствие контроля над ним.
Эмоциональное отсутствие заботы о ребенке, это то, что не всегда могут увидеть родители в силу разных причин. Разговоры на повышенных тонах, предъявление претензий друг к другу, — родители могут предполагать, что ребенок не слышит, он в другой комнате, но, отсутствие взаимопонимания между родителями оказывает не менее разрушающее воздействие на ребенка, чем употребление алкоголя одним из них. Эмоциональная жестокость может проявляться в отталкивании ребенка родителями, угрозы, критика.
Частая ситуация – день за днем родители возвращаются с работы поздно, мама весь вечер проводит на кухне, готовит, моет, убирает. Ребенку хочется поделиться своими впечатлениями о школе, он восторженно начинает что-то рассказывать и слышит в ответ: «Я устала, еще ты тут трещишь, иди в свою комнату».
Конечно же, мама не хотела ничего плохого своему ребенку, — наоборот, она же готовит еду для него. И такая ее реакция – это реакция не на ребенка, на стрессовые ситуации в ее жизни. Но, в этот момент ребенку нужно было всего несколько минут ее внимания. Для ребенка важно поделиться и важен отклик родителей. Детей обижают даже «хорошие» родители. Просто во время стрессов родители ведут себя так, как вели себя их собственные родители. Они просто могут не знать, как по другому.
Жестокое обращение с детьми — это одна из наиболее тревожных проблем. Большинство родителей понимают разницу между заботой и жестокостью по отношению к ребенку, но, границы между этими понятиями часто размываются.
«Плохое» или жестокое обращение, это не только избиение ребенка. Оскорбления, крики, сравнения, критика, холодность родителей, невнимание к нуждам ребенка, отсутствие поддержки также являются травмирующими факторами.
В статье говорится о «небольшом количестве любви» вследствие которого риск для здоровья во взрослой жизни повышается. В целом, я согласна с этим, — любовь родителей для ребенка является лучшей пищей и лучшим лекарством в детстве. Наверняка, вы можете вспомнить о случаях, когда на руках у мамы, прижавшись к ней, ребенок выздоравливает быстрее. Родительская любовь защищает человека и не только от стресса, — в этом я согласна с авторами исследования.
Как измерить количество любви? Пока не придумали, но, наличие любви, конечно же, лучше, чем ее отсутствие или недостаток. В количестве любви каждый из нас ориентируется на свои внутренние потребности и ощущения, которые во многом были заложены в детстве.
Здесь встает сакраментальный вопрос. Как же снизить риски для здоровья? И есть ли возможность «уменьшить негативное влияние плохого обращения с ребенком, по крайней мере, на его физическое здоровье».
Быть может, начинать нужно с подготовки к зачатию, планирования рождения ребенка. И затем, эффективное наблюдение за беременной женщиной, установление бондинга, или психо-эмоционального контакта с матерью. Хорошо, если и папа возьмет ребенка на руки, — чувство защищенности и уверенности надежно сохранится в подсознании малыша. Бондинг – это ключ к пониманию своего ребенка на уровне сердца. Такая эмоциональная связь может помочь в будущем эффективно взаимодействовать родителям и ребенку и поможет избежать многих проблем со здоровьем во взрослом возрасте.»
Владимир Каратаев, психолог, психоаналитик.
«Вполне согласен с выводами Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе. Родительская любовь в количестве, которое просит ребенок дает базовое доверие к маме и в ее лице — и ко всему миру. Ребенок, выросший в родительском безоценочном одобрении его — вырастает психологически полноценной личностью. Это значит, что он идет по жизни позитивным человеком. Он живет в преимущественном согласии с собой, делает то, что ему нравится и получает от этого стабильное удовольствие. Эпизоды неудовольствия так малы, что химия организма не может успеть на него отреагировать опасным способом. Позитивно живущий организм имеет высокий иммунитет, который предохраняет его от болезней. Позитивному и самодостаточному человеку труднее простудиться, труднее выйти из равновесия, легче пережить травму, нанесенную другими людьми, легче достигать очередных успехов и легче подпитывать самооценку. Он всегда на подъеме и в его глазах блеск. Семейные отношения у него весьма стабильные, и он в них полностью реализован. Организм болеет тогда, когда болеет психика. На психологических сайтах все физически больные клиенты жалуются на психологические проблемы. Это проблемы собственной идентичности и проблемы отношений. Их не долюбили и не дали примера добротных коммуникаций. До тридцати лет появляются симптомы физических болезней. Женщины с выкидышами — на сайте все с проблемной самооценкой. И, как следствие — с паническими атаками, хронической тревожностью. Страх за себя гонит ее избавиться от плода. Коридоры поликлиник заняты на вид обреченными, депрессивными пациентами. Они недолюблены когда-то раньше, и ищут теперь заботы врачей. И выздоравливать, бессознательно, не торопятся. Высыпания на коже, желудочно-кишечный тракт, давление, часто можно проследить к психологическим затруднениям. Заболевают ранимые, уязвимые даже от взгляда люди, не доверяющие себе. Болеть начинают и маленькие дети, бессознательно вымогая мамино внимание и участие.
Если разработать генеральную концепцию в обществе в контексте материнской обязательной щедрости к ребенку в его раннем воспитании, до школьного возраста, если обеспечить каждого ребенка всем спектром нежных материнских чувств, можно вырастить физически здоровое общество, где физическое здоровье будет следствием психического здоровья. Это позволило бы отменить психиатрические больницы, детские дома(распределение по семьям), алкоголизм, наркоманию, криминал, коррупцию. Так как сейчас эти ниши заполнены людьми с раненым самоуважением, которое они торопятся компенсировать противозаконными способами функционирования. Даже школа имела бы уже психически подготовленных первоклассников, с мощным базовым доверием, воспитывать которых было бы делом второстепенным. Школа лишь давала бы образование. И у всех были бы хорошие оценки. Так как плохие оценки также у детей, недополучивших что-то в своем детском развитии.
Таким образом, в данной концепции, финансируя матерей и ориентируя их на любовь к ребенку, государство бы экономило триллионы рублей на больницах, тюрьмах, полиции. А качество жизни могло быть очень высоким. И этот удивительный побочный эффект — результат всего лишь щедрой материнской любви к ребенку. Воплощение такой программы могло бы произойти лет за пятьдесят. А дальше — жизнь общества с высоким уровнем жизни.
Исследования университета, как и психоанализ, опровергают поговорку: «В здоровом теле здоровый дух». Все ровно наоборот. Здоровое тело можно иметь, как следствие здорового духа.»