Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Младенцы способны отличить притворство

Если вы счастливы и понимаете это — хлопайте в ладоши! И это будет достаточно просто понять даже меленьким детям, потому что ваши эмоции соответствуют поведению. Но вот если чувства и реакции не совпадают, могут ли дети это распознать? Новое исследование канадского Университета Конкордия (Concordia University) доказывает, что на это распознавание уже способны дети возраста восемнадцати месяцев.

В исследовании, недавно опубликованном в официальном журнале международного общества по изучению младенчества — «Infancy», психологи Сабрина Чирелла (Sabrina Chiarella) и Полин Дюбуа (Poulin-Dubois) показали, что малыши способны определить — насколько оправданы эмоции человека в том или ином случае. Исследователи доказывают, что младенцы улавливают связь опыта с эмоциональным проявлением, который за ним следует.

Практическая значимость исследования очевидна и важна прежде всего для родителей и воспитателей. «Наше исследование показывает, что маленького ребенка не обманешь и не заставишь поверить в то, что некий опыт, вызывающий ощущение боли приводит к положительным эмоциям. Взрослые часто пытаются оградить детей от негатива, демонстрируя счастливое лицо после отрицательного опыта. Но дети все равно знают правду: уже к восемнадцати месяцам они способны имплицитно представлять, какие эмоциональные реакции должны следовать за событиями или опытом», — говорит профессор психологии П. Дюбуа.

Для этого исследования ученые набрали в группу девяносто два ребенка в возрасте от пятнадцати до восемнадцати месяцев. В лабораторных условиях дети наблюдали за тем, как актер проживает несколько различных сценариев, при которых эмоциональные реакции соответствовали или не соответствовали опыту. Так в одном из сценариев исследователь показал несоответствие эмоций, — изобразив грусть тогда, когда ему дали игрушку. В другом сценарии актер выразил эмоцию боли, соответствующую опыту удару по пальцу.

В возрасте пятнадцати месяцев младенцы не показали существенных различий в своих реакциях на эти события, демонстрируя сочувствие на все эмоциональные реакции актера. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте еще не сформировано понимание связи между выражением лица и эмоциональными переживаниями. А вот уже в восемнадцать месяцев дети четко определяют, когда мимика не соответствует опыту и эмоциональным переживаниям. Они дольше рассматривали лицо исследователи и перепроверяли реакцию, более часто смотря на воспитателя, находящегося в этой же комнате с ребенком, — оценивая тем самым реакцию более надежного источника. Помимо этого дети демонстрировали сочувствие к человеку только в том случае, когда это было оправдано, — то есть когда актер был грустным или показывал реакцию боли в ответ на соответствующее событие.

Сабрина Чирелла поясняет, что неизбирательное проявление эмпатии 15-ти месячных детей в ответ на грустные лица является адаптивным поведением: «способность обнаруживать грусть и незамедлительно реагировать на это является следствием эволюции. Но вот чтобы эффективно функционировать в социальном мире, детям необходимо развивать способность понимать поведение других, делая соответствующие выводы о том, что происходит с теми, кто вокруг них».

Как взрослые понимают то, что говорят дети

Согласно новому исследованию, способность взрослых слушать имеет решающее значение для понимания ранних лингвистических усилий детей.


Качество важнее количества экранного времени

Именно то, на что мы смотрим, а не то, сколько времени мы проводим в Интернете, влияет на наше здоровье и благополучие, говорится в новом докладе. Исследование представляет собой всесторонний анализ последних научных данных об экранном времени и психическом здоровье.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация