Если вы счастливы и понимаете это — хлопайте в ладоши! И это будет достаточно просто понять даже меленьким детям, потому что ваши эмоции соответствуют поведению. Но вот если чувства и реакции не совпадают, могут ли дети это распознать? Новое исследование канадского Университета Конкордия (Concordia University) доказывает, что на это распознавание уже способны дети возраста восемнадцати месяцев.
В исследовании, недавно опубликованном в официальном журнале международного общества по изучению младенчества — «Infancy», психологи Сабрина Чирелла (Sabrina Chiarella) и Полин Дюбуа (Poulin-Dubois) показали, что малыши способны определить — насколько оправданы эмоции человека в том или ином случае. Исследователи доказывают, что младенцы улавливают связь опыта с эмоциональным проявлением, который за ним следует.
Практическая значимость исследования очевидна и важна прежде всего для родителей и воспитателей. «Наше исследование показывает, что маленького ребенка не обманешь и не заставишь поверить в то, что некий опыт, вызывающий ощущение боли приводит к положительным эмоциям. Взрослые часто пытаются оградить детей от негатива, демонстрируя счастливое лицо после отрицательного опыта. Но дети все равно знают правду: уже к восемнадцати месяцам они способны имплицитно представлять, какие эмоциональные реакции должны следовать за событиями или опытом», — говорит профессор психологии П. Дюбуа.
Для этого исследования ученые набрали в группу девяносто два ребенка в возрасте от пятнадцати до восемнадцати месяцев. В лабораторных условиях дети наблюдали за тем, как актер проживает несколько различных сценариев, при которых эмоциональные реакции соответствовали или не соответствовали опыту. Так в одном из сценариев исследователь показал несоответствие эмоций, — изобразив грусть тогда, когда ему дали игрушку. В другом сценарии актер выразил эмоцию боли, соответствующую опыту удару по пальцу.
В возрасте пятнадцати месяцев младенцы не показали существенных различий в своих реакциях на эти события, демонстрируя сочувствие на все эмоциональные реакции актера. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте еще не сформировано понимание связи между выражением лица и эмоциональными переживаниями. А вот уже в восемнадцать месяцев дети четко определяют, когда мимика не соответствует опыту и эмоциональным переживаниям. Они дольше рассматривали лицо исследователи и перепроверяли реакцию, более часто смотря на воспитателя, находящегося в этой же комнате с ребенком, — оценивая тем самым реакцию более надежного источника. Помимо этого дети демонстрировали сочувствие к человеку только в том случае, когда это было оправдано, — то есть когда актер был грустным или показывал реакцию боли в ответ на соответствующее событие.
Сабрина Чирелла поясняет, что неизбирательное проявление эмпатии 15-ти месячных детей в ответ на грустные лица является адаптивным поведением: «способность обнаруживать грусть и незамедлительно реагировать на это является следствием эволюции. Но вот чтобы эффективно функционировать в социальном мире, детям необходимо развивать способность понимать поведение других, делая соответствующие выводы о том, что происходит с теми, кто вокруг них».