Дети склонны больше верить симпатичному им неспециалисту, чем специалисту, который вызывает у них антипатию — это показало исследование, проведенное в Университете Техаса, в Далласе.
В исследовании, опубликованном в журнале «Developmental Science», ученые выясняли, как дошкольники решают, кому доверять, когда два взрослых — приятный и неприятный по мнению детей — сообщают им противоречивую информацию.
Доктор Эшли Лэндрам, — недавняя выпускница Университета Техаса и ведущий специалист в этом исследовании, сказала, что проведенные ранее исследования показали, что дети признают, что разные люди владеют разной информацией. Однако в отношении того, как дети делают выбор в случае получения противоречивой информации, было известно меньше.
«Мы должны определить условия, при которых дети более склонны принимать неправильную информацию за правду», сказала Лэндрам. «Это означает, что мы должны определить, когда для принятия решения о доверии дети используют особенности человека, такие как степень привлекательность человека и приятный вид, а не только то, насколько компетентным этот человек кажется. На основании этого мы сможем разработать методику для обучения детей тому, на что нужно обращать внимание при определении источника информации, — заслуживает ли доверия человек или нет».
Лэндрам и ее коллеги провели ряд экспериментов, чтобы определить, на основании чего дети принимают решение в отношении доверия к источнику информации. В исследовании приняли участие в общей сложности 164 ребенка в возрасте от 3 до 5 лет. Дети просмотрели видео, в которых принимали участие два человека, описанные как специалист по орлам и специалист по велосипедам. В первом эксперименте у детей спросили, понимают ли они, что в зависимости от своей квалификации некоторые люди имеют больше знаний в определенной области, то есть, что специалист по орлам знает больше о птицах, чем специалист по велосипедам.
В видео оба специалиста сказали одно и то же: «Я знаю, что помогает уткам плавать». Но последующая информация от них была противоречивой — один назвал это «блург», а другой — «феп». Детей спросили, какой специалист более вероятно дал правильное название. Дети в возрасте 4 года и старше признали, что специалист по орлам должен лучше отвечать на вопросы о птицах, а специалист по велосипедам — на вопросы о транспортных средствах.
В последующих двух экспериментах исследовалось, как отношение ребенка к специалисту влияет на степень доверия к нему ребенка.
В одном из этих экспериментов детям показали видео, как в первом эксперименте, но в этом видео один специалист разговаривал, скрестив руки за спиной и нахмурившись, а другой приятно улыбался и говорил дружелюбным тоном.
Во втором из этих экспериментов только один из двух показанных в видео людей представлялся как специалист, другой же ясно описывался как неспециалист в рассматриваемой области. В обоих экспериментах дети предпочли принять информацию от приятного человека, даже когда он описывался как не имеющий никаких знаний в рассматриваемой области.
«Дети склонны больше доверять заявлениям, сделанным приятным человеком без соответствующей квалификации, чем заявлениям, сделанным несимпатичным специалистом, который явно должен знать правильный ответ на вопрос», сказала доктор Кэндис Миллз, советник доктора Лэндрам и соавтор исследования, а также адъюнкт-профессор Школы наук о поведении и мозге.
Полученные данные говорят о том, что кажущаяся приятность человека играет решающую роль — в некоторых случаях дети склонны больше доверять симпатичному им человеку, чем человеку с соответствующими знаниями. Миллз говорит, что дети могут решить, что человек, который кажется им хорошим, заслуживает доверия и является компетентным, даже если его дружелюбное поведение и приятная внешность являются тщательно созданным образом для манипуляции.
«Например, ребенок может получить полезный совет по профилактике гриппа от опытного, но неприятного с точки зрения ребенка доктора, или небезопасный совет о том, как вести себя с хулиганами, от благонамеренного старшего товарища», сказала Миллз. «В таких случаях дети должны уметь не обращать внимание на то, приятным или неприятным кажется человек, и доверять только правильным людям».
В делах, когда доверие ребенка является важным, такие люди, как преподаватели или сотрудники служб оперативного реагирования, также могут взять на вооружение данные этого исследования, сказала Миллз.
Пер.: PSYCHOL-OK.RU