Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка. Новое исследование, представленное на American Heart Association Scientific Sessions 2014, свидетельствует о том, что дети, чьи родители строги и эмоционально невосприимчивы, с большей вероятностью будут страдать ожирением по сравнению с детьми, чьи родители придерживаются четких границ в воспитании, но при этом ласковы и эмоционально отзывчивы.
По данным Американской Ассоциации сердца (AHA) более одной трети детей в США имеют лишний вес или страдают ожирением. Ученые утверждают, что изучение факторов домашней среды, может способствовать разработке более эффективных мер в решении этих вопросов в общественном здравоохранении.
«Родители должны быть хотя бы осведомлены о стиле своего воспитания», — говорит Лиза Какинами, доктор наук (Ph.D), автор исследования из Университета Макгилла (Канада).
Команда исследователей изучала группы канадских детей в возрасте до одиннадцати лет. В общей сложности участие приняло 37577 детей.
Ученые выделили четыре стиля воспитания, основанные на теориях воспитания:
- авторитетный стиль, — когда родители требовательны, но при этом эмоционально отзывчивы и чувствительны;
- авторитарный стиль, — при котором родители требовательны, но не отзывчивы на эмоции/потребности ребенка;
- разрешающий стиль, — родители отзывчивы, но не требовательны;
- попустительский, — родители не требовательны и не отзывчивы.
В то время как самые проблемные стили воспитания являются авторитарный и попустительский, ученые сравнили детей, чьи родители были ласковыми, участвовали в разговорах со своими детьми о поведении, устанавливали здоровые границы (авторитетный стиль) с детьми, чьи родители были строгими и при этом не особенно участвовали в диалоге со своим ребенком и не проявляли любовь.
После сравнения ответов родителей в рамках кросс-секционного исследования, ученые классифицировали стили родительского воспитания и проанализировали с учетом индекса тела детей.
Результаты показали, что у детей авторитарных родителей на тридцать процентов выше вероятность ожирения в возрасте от двух до пяти лет, а у детей от шести до одиннадцати лет этот процент достигал уже тридцати семи. Это по сравнению с детьми, чьи родители были авторитетными.
Еще исследование показало, что бедность также способствует детскому ожирению, однако ученые замечают, что стиль воспитания влияет на ожирение вне зависимости от социально-экономического статуса семьи.
Доктор Стивен Р. Дэниэлс из University of Colorado School of Medicine говорит, что такая научная работа дает очень важные послания родителям: «она фокусируется на различных стилях воспитания и дает четкое понимание, что некоторые стили гораздо лучше иных в том, чтобы избежать ожирения у ребенка».
Хотя работа проводилась в Канаде, доктор Дэниэлс полагает, что полученные результаты вполне могут быть применены в США и других странах. А также добавляет, что результатами исследования могут воспользоваться врачи и психологи с тем, чтобы помочь родителям изменить их вредный стиль воспитания на более конструктивный и полезный для ребенка.
Пер.: PSYCHOL-OK.RU
Комментарии психолога
Елена Комракова, детский психолог, психоаналитический психотерапевт.
Исследования Университета Макгилла очень информативны и, наверное, могли бы коррелировать с наблюдениями клиницистов в исследованиях, касающиеся нарушений пищевого поведения у взрослых, психологической регуляции переедания. Детское ожирение – раннее нарушение пищевого поведения, во главу которого встраивается зависимость. На сегодняшний день исследования подтверждают, что определенная физиологическая предрасположенность к зависимости у человека есть – некоторые дети более чувствительны к развитию зависимостей, другие – более устойчивы. Но, наиболее важным фактором является детский опыт. Корни неправильного пищевого поведения лежат в нарушении ранних объектных отношений, когда подлинное ощущение ребенком себя замещается адаптивным приспосабливанием.
Если детский опыт развивается внутри семейной системы, где у ребенка нет возможности научиться эффективно решать эмоциональные проблемы и опыта, как строить адекватные человеческие отношения, если в семье ребенку недостает принятия и одобрения, возможно, он даже переживал эмоциональное или физическое насилие, все это приводит к тому, что в попытке выжить и сохранить цельность психики ребенок развивает, «отращивает» себе «фальшивое Я» — еще одну ложную идентичность, которая не хочет того, чего хотеть не следует, не плачет, т.к. это огорчает родителей, возможно, и не радуется, чтобы не шуметь. «Фальшивое Я» всегда крайне удобно для окружающих. Хорошая адаптация есть, но нет переживания «личностного смысла» происходящего. Так возникает привычка не расстраивать и не расстраиваться, с помощью еды решать собственные психологические проблемы. Мешать это начинает в подростковом возрасте и позднее, выражаясь в различных симптомах физиологических недугов, проблемах личной и сексуальной идентичности. В подростковом возрасте, когда для человека наиболее актуальными становятся вопросы «Кто я?», «Какой я?», для описываемого нами ребенка ответ на эти вопросы один: «Это – не Я!». Вместо поиска – протест, часто экстремальное или девиантное поведение. Но, бывает, родительские запреты настолько сильны, что этот возраст проходит условно благополучно. Проблемы разражаются обычно уже на «личном фронте», когда взрослая дочь или сын не в состоянии отделиться от родительской семьи, создать собственную, в проблемах профессиональной самореализации и взаимоотношений с собственными детьми.
Безусловно, разъясняя и показывая преимущества стилей воспитания, признающих наличие и важность индивидуальной психики ребенка, результаты исследования могут дополнительно мотивировать родителей придерживаться данных стилей воспитания, пересмотреть поведение, образ жизни, образ мыслей, которые порождают и поддерживают нарушения пищевого поведения у детей.