Рождение ребенка часто является долгожданным и глубоко значимым событием, но переход к родительским обязанностям вынуждает молодых родителей пересмотреть свои романтические отношения. В то же время, пока родители приобретают знания, как справиться с новой ситуацией, ребенок проходит один из самых интенсивных периодов развития в жизни человека. Новые исследования показывают важность отношений между матерью и ребенком и их влияние на детское эмоциональное развитие. Но, все еще относительно мало исследований о роли отцов, супружеских отношений и семьи в целом.
В Suomen Akatemia (Академия Финляндии), доктора в области психологии провели ряд исследований. Их интересовало, во-первых, как семьи меняются и реорганизуются при переходе в родительскую роль; во-вторых, как последствия ранних семейных отношений влияют на эмоциональное развитие маленьких детей, а также детей младшего школьного возраста. Цель состояла в более глубоком изучении влияния ранних семейных отношений на эмоциональное развитие детей, механизмы психологических защит, и соответствующие предубеждения в социально – эмоциональной обработке информации (т.е. более внимательное исследование эмоций через мимику).
В исследовании приняли участие 710 финских семей, в которых женщины были беременные или имели детей в возрасте 2-12 месяцев, а также имели детей среднего детства.
С помощью статистического анализа были идентифицированы 7 типов семей – сплоченные (35%), авторитарные (14%), запутанные (менее запутанные-6% и 5% квадратичный подтип), с нарастающим кризисом (4%), с нейтральным положением (5%) и противоречивые (15%). Несмотря на уникальность каждого типа семей, проблемные семьи показали неэффективность регулирования эмоциями у детей младшего школьного возраста.
Типы семей с проблемами в отношениях и не умеющие контролировать негативные эмоции увеличивают риски развития у своих детей депрессивных симптомов. Кроме того, дети, выросшие в неблагоприятных семейных условиях, больше пользуются в отношениях психологическими защитами (отрицают свои неприятные чувства и обвиняют чаще других). Дети из семей «запутанных» чаще акцентировали свое внимание на угрозы, раздражение и провокации, гневные лица, в то время как дети с благоприятными семейными отношениями имели тенденцию защищаться и избегать негативную информацию.
В целом, результаты подтверждают теоретические точки зрения, что дети адаптируются к правилам и регулируют их влияние, чтобы соответствовать требованиям своего семейного окружения. Для ребенка, семья в целом имеет важное значение в развитии контроля над эмоциями. Таким образом, матери и отцы, межличностные отношения родителей и воспитание детей должны более тщательно изучаться, а медицинские учреждения предоставлять услуги по обучению и поддержке молодых семей. Это поможет выявить риски на ранних этапах, благодаря разработанным психотерапевтическим методам, предотвратить развитие депрессивных симптомов у детей. Такие дети получат опыт в формировании эмоциональной безопасности и обучатся контролировать свои эмоции, что очень важно для нормальной социальной жизни.
Пер.: PSYCHOL-OK.RU