В большинстве из нас каждый хочет иметь такую память, чтобы запоминать учебники, курсы, языки и прочую важную для нас информацию быстро и максимально надолго. Однако многие думают, что таким «особенным» гением нужно родиться. Однако это не так! Что и доказали ученые из Университета Радбоуда, опубликовав результаты работы в журнале Neuron (IF=13.974).
Ученые выяснили, что после сорока дней ежедневных 30-минутных тренировок с использованием стратегического метода улучшения памяти, люди, способности которых не выделялись и ранее не тренировались, более чем удвоили объем запоминаемой информации, называя вместо начальных 26 слов в списке из 72 целых 62. Интересно, что спустя четыре месяца без продолжения тренировок, показатели запоминания сохранились высокими.
Сканирование мозга до и после тренировки показало, что стратегический подход записи информации в мозг изменил его функциональные связи, сделав их более похожими на те, которые имеют чемпионы мира по запоминанию.
В десятку самых «запоминающих» спортсменов в мире несколько лет назад входил один из авторов работы Борис Конрад (Boris Konrad) – профессиональный тренер памяти, работающий постдоком в лаборатории главного автора исследования Мартина Дреслера (Martin Dresler). Конрад, который стал заниматься этим необычным видом интеллектуального спорта для того, чтобы улучшить свою успеваемость, и его главные конкуренты за звание чемпиона мира запоминали около пятисот цифр или сотни слов лишь за пять минут. Он и помог связать Дреслера с другими топовыми спортсменами.
Натренированная феноменальная память
Команда ученых исследовала мозг 23 мастеров спорта международного класса и 23 человека с типичными навыками памяти, аналогичного возраста, состояния здоровья и интеллекта. Чтобы измерить разницу в прочности связи между различными регионами мозга, исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (ФМРТ). Помимо этого подключилась и структурная МРТ, позволившая измерить разницу в их размерах.
Изначально Дреслер ожидал, что чемпионы заметно отличались по анатомическому устройству мозга, наподобие чемпионов мира по тяжелой атлетике, у которых необычайно накачанные мышцы. Однако на МРТ отличий не обнаружилось. Скорее всего, все заключалось в модели «подключения», которой следовали около 2500 различных межнейронных контактов в мозге. И одно подмножество из 25 соединений наиболее сильно выделяло спортсменов из «общей массы».
Конрад, который также прошел сканирование, не родился с исключительными навыками памяти, собственно, как и другие спортсмены, которых изучал Дреслер.
«Они подготавливали свой мозг в течение нескольких месяцев и лет, используя мнемонические стратегии для достижения необычайно высоких уровней производительности», — отмечает ученый.
Стратегия – сила
Для того, чтобы выяснить, как методика подействует на мозг, Дреслер и его коллеги набрали 51 человека, подобранных по параметрам здоровья близко к спортсменам, но с обычной памятью и без каких бы то ни было тренировок. Их разделили на три группы: две тренировочные и одну контрольную. До и после упражнений обязательно сканировался мозг.
Две группы проходили две методики обучения: тренировку кратковременной памяти и тренировку стратегического запоминания. Во время первой применялась индивидуальная тактика, похожая на игру для концентрации внимания и помогающая записывать в память последовательности. Вторая же обучала систематическому способу запоминания списков.
Для стратегического запоминания Дреслер выбрал так называемую локусную тренировку памяти, которую использует большинство спортсменов. Согласно ей, элементы списка связываются с каким-то местом, и люди ориентируются именно на него для того, чтобы правильно воспроизвести последовательность.
Те, кто обучался с помощью локусного метода, показали значительное улучшение способности вспоминать списки слов. Перед тренировкой люди воспроизводили в среднем около 26-30 слов. Чуть позже они смогли вспоминать более 35 слов. Те, кто тренировал кратковременную память, не могли назвать более 11 слов, а без тренировки говорили и вовсе около 7. Через четыре месяца производительность памяти у «стратегов» увеличилась в среднем на 22 слова по сравнению с тем, что было до тренировки.
После курса обучения сканирование мозга показало, что у тех, кто запоминал «локусами», функциональные связи и паттерны соединений стали похожи на таковые у спортсменов.
В чем же секрет?
Чтобы понять, в чем суть функциональной перестройки связей, ученые внимательно изучили 25 типов «подключений», которые максимально отличаются между профессионалами запоминания и обычными людьми. Их обнаружили в двух регионах мозга. Медиальная префронтальная кора известна своей активностью тогда, когда люди соотносят новые знания с ранее полученными. А правая дорсальная латеральная префронтальная кора принимает участие в работе стратегического обучения.
Дреслер и его команда продолжат анализировать сканы мозга, чтобы больше узнать о различиях в закономерности связей и о том, как они влияют на память.
Пер.: Neuronovosti