Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Новое исследование показывает, почему детям необходимы игры для психического здоровья

Не нанесло ли наше стремление защитить детей ущерб их психическому здоровью и не стало ли наше общение с ними менее насыщенным? Доктор Питер Грей, профессор психологии из Бостонского колледжа и выдающийся исследователь детских игр, в своей статье рассматривает именно этот вопрос. Статья, вышедшая в марте 2023 года в журнале "Педиатрия" и написанная совместно с Дэвидом Ф. Лэнси из штата Юта и Дэвидом Бьорлунгом из штата Флорида, приходит к поразительным выводам.

В частности, продолжающееся ухудшение психического здоровья детей и нынешняя чрезвычайная ситуация с психическим здоровьем детей в США, по крайней мере, частично объясняется отсутствием возможности бродить, играть и действовать самостоятельно. Когда у детей мало времени и поощрения для игры, они теряют чувство автономии. Их не поощряют самостоятельно мыслить, фантазировать, мечтать и даже ориентироваться в сложностях окружающего мира. У них также мало возможностей заниматься интересующими их вопросами и вести беседы, которые развиваются из их подлинных интересов. Иными словами, они не узнают, что их волнует и почему.

Грей приводит данные наблюдательного исследования детей в 20 парках Дарема, Северная Каролина. После учета многих переменных, исследователи обнаружили, что дети без видимого присутствия взрослых гораздо чаще участвуют в активных играх. Просто факт присутствия взрослого, казалось, тормозил игру детей - от маленьких детей до подростков. Более того, когда у детей нет возможности играть вместе, без постоянного вмешательства взрослых, их разговоры с нами часто бывают менее насыщенными. У нас нет возможности услышать от них об их исследованиях и сотрудничестве, а у них нет возможности рассказать нам истории. Зачем создавать для нас истории и рассказы и описывать свои открытия, если мы всегда рядом?

"Мы слишком заняты, чтобы позволить детям играть"

Часто, особенно среди более обеспеченных семей - как ни странно, семей, живущих в районах с большим количеством зеленых насаждений и безопасных мест для игр - неструктурированные игры воспринимаются как ненужная роскошь, даже пустая трата времени. Три или четыре мероприятия в выходной день быстро стали нормой. Дополнительные академические занятия - в частности, математика - стали символами статуса, а также попытками обеспечить успех детей в школе.

Хотя эти занятия действительно могут дать физический и умственный толчок, если они проводятся за счет простоя и неструктурированного времени, они могут стать контрпродуктивными. У детей остается мало шансов для внутреннего мышления и принятия решений, а также для более сложного языка переговоров и сотрудничества. Хуже того, как следует из статьи Грея, эти ограничения тесно связаны со стрессом, тревогой и депрессией, поскольку дети получают мало опыта, чтобы потягаться или бросить вызов самим себе. Не имея возможности развивать навыки, они часто начинают испытывать недостаток уверенности в себе. Им может казаться, что они не могут принять вызов - ведь они просто этого не делали.

Без игры дети используют язык менее гибко

Рассмотрим ребенка, "Джилл", которого водят из одного места в другое под постоянным присмотром: в парк, в школу, на внешкольные занятия и на футбольную тренировку. Ее разговоры, скорее всего, будут в основном ответами на вопросы и указания взрослых; например, следование указаниям во внеурочной деятельности или ответы на вопросы родителей о том, на какую горку она хочет пойти дальше. Имея мало шансов поговорить с другими детьми или даже побыть в тишине, чтобы поразмышлять, Джил, скорее всего, не будет иметь много возможностей использовать язык для переговоров или сотрудничества.

Она также вряд ли почувствует сильный локус контроля, или чувство, что она может контролировать и принимать решения относительно своей жизни, даже в мелочах. Отчасти из-за этих чувств она не получает много практики в решении проблем или разочарований. Ей не нужно обсуждать проблемы или искать решения. В основном ей нужно реагировать.

Почему это важно? Такое обсуждение проблем позволяет детям развивать навыки, в которых они так нуждаются. Как показали исследования, количество времени, которое дети тратят на неструктурированные игры, связано с их исполнительными функциями и способностью к саморегуляции даже два года спустя. Когда у детей есть свободное время, оно не просто "пустое". Скорее, это богатое пространство, в котором они могут задавать вопросы себе и задавать вопросы другим, учась общаться, даже когда они познают мир.

Как дети могут играть - и как наш вклад может помочь в этом

Представьте себе Джилл, сидящую в песочнице со своими друзьями, среди кучи ведер и строительных инструментов. Друзья решили построить игровой замок. Им нужно обсудить, как построить рвы, как расположить башни и кому какое ведро достанется. Мы можем помочь, сидя в стороне и задавая время от времени вопросы, реагируя, когда детям трудно управлять своими аргументами, и поддерживая их вопросы, чтобы они развивались.

Например, мы можем задавать вопросы после игры: "Какая часть этой конструкции была для тебя самой интересной?" или "Как вы решали, какие роли играть?". Вы можете привлечь детей к обсуждению того, как они проявляли инициативу, что получалось и не получалось, с кем им нравилось сотрудничать, а с кем нет. Такие вопросы могут привести к гораздо более насыщенному взаимодействию, чем сидеть в центре детской деятельности, постоянно вклиниваясь в нее.

Ребекка Ролланд, доктор медицинских наук, логопед и преподаватель Гарвардской высшей школы образования. Psychology Today, Пер.:

Жизнестойкость формируется под влиянием активности мозга и микробиома кишечника

Новое исследование показало, что жизнестойкие люди демонстрируют нейронную активность в областях мозга, связанных с познанием и регулированием эмоций, а также имеют микробиом здорового кишечника.


Бонобо и древнее происхождение эффекта общего врага

Исследователи показали, что бонобо, которые никогда не убивали чужаков, демонстрируют умеренную сплоченность внутри группы перед угрозой со стороны внешней группы, намекая на то, что такое поведение могло возникнуть несколько миллионов лет назад.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация