Не нанесло ли наше стремление защитить детей ущерб их психическому здоровью и не стало ли наше общение с ними менее насыщенным? Доктор Питер Грей, профессор психологии из Бостонского колледжа и выдающийся исследователь детских игр, в своей статье рассматривает именно этот вопрос. Статья, вышедшая в марте 2023 года в журнале "Педиатрия" и написанная совместно с Дэвидом Ф. Лэнси из штата Юта и Дэвидом Бьорлунгом из штата Флорида, приходит к поразительным выводам.
В частности, продолжающееся ухудшение психического здоровья детей и нынешняя чрезвычайная ситуация с психическим здоровьем детей в США, по крайней мере, частично объясняется отсутствием возможности бродить, играть и действовать самостоятельно. Когда у детей мало времени и поощрения для игры, они теряют чувство автономии. Их не поощряют самостоятельно мыслить, фантазировать, мечтать и даже ориентироваться в сложностях окружающего мира. У них также мало возможностей заниматься интересующими их вопросами и вести беседы, которые развиваются из их подлинных интересов. Иными словами, они не узнают, что их волнует и почему.
Грей приводит данные наблюдательного исследования детей в 20 парках Дарема, Северная Каролина. После учета многих переменных, исследователи обнаружили, что дети без видимого присутствия взрослых гораздо чаще участвуют в активных играх. Просто факт присутствия взрослого, казалось, тормозил игру детей - от маленьких детей до подростков. Более того, когда у детей нет возможности играть вместе, без постоянного вмешательства взрослых, их разговоры с нами часто бывают менее насыщенными. У нас нет возможности услышать от них об их исследованиях и сотрудничестве, а у них нет возможности рассказать нам истории. Зачем создавать для нас истории и рассказы и описывать свои открытия, если мы всегда рядом?
"Мы слишком заняты, чтобы позволить детям играть"
Часто, особенно среди более обеспеченных семей - как ни странно, семей, живущих в районах с большим количеством зеленых насаждений и безопасных мест для игр - неструктурированные игры воспринимаются как ненужная роскошь, даже пустая трата времени. Три или четыре мероприятия в выходной день быстро стали нормой. Дополнительные академические занятия - в частности, математика - стали символами статуса, а также попытками обеспечить успех детей в школе.
Хотя эти занятия действительно могут дать физический и умственный толчок, если они проводятся за счет простоя и неструктурированного времени, они могут стать контрпродуктивными. У детей остается мало шансов для внутреннего мышления и принятия решений, а также для более сложного языка переговоров и сотрудничества. Хуже того, как следует из статьи Грея, эти ограничения тесно связаны со стрессом, тревогой и депрессией, поскольку дети получают мало опыта, чтобы потягаться или бросить вызов самим себе. Не имея возможности развивать навыки, они часто начинают испытывать недостаток уверенности в себе. Им может казаться, что они не могут принять вызов - ведь они просто этого не делали.
Без игры дети используют язык менее гибко
Рассмотрим ребенка, "Джилл", которого водят из одного места в другое под постоянным присмотром: в парк, в школу, на внешкольные занятия и на футбольную тренировку. Ее разговоры, скорее всего, будут в основном ответами на вопросы и указания взрослых; например, следование указаниям во внеурочной деятельности или ответы на вопросы родителей о том, на какую горку она хочет пойти дальше. Имея мало шансов поговорить с другими детьми или даже побыть в тишине, чтобы поразмышлять, Джил, скорее всего, не будет иметь много возможностей использовать язык для переговоров или сотрудничества.
Она также вряд ли почувствует сильный локус контроля, или чувство, что она может контролировать и принимать решения относительно своей жизни, даже в мелочах. Отчасти из-за этих чувств она не получает много практики в решении проблем или разочарований. Ей не нужно обсуждать проблемы или искать решения. В основном ей нужно реагировать.
Почему это важно? Такое обсуждение проблем позволяет детям развивать навыки, в которых они так нуждаются. Как показали исследования, количество времени, которое дети тратят на неструктурированные игры, связано с их исполнительными функциями и способностью к саморегуляции даже два года спустя. Когда у детей есть свободное время, оно не просто "пустое". Скорее, это богатое пространство, в котором они могут задавать вопросы себе и задавать вопросы другим, учась общаться, даже когда они познают мир.
Как дети могут играть - и как наш вклад может помочь в этом
Представьте себе Джилл, сидящую в песочнице со своими друзьями, среди кучи ведер и строительных инструментов. Друзья решили построить игровой замок. Им нужно обсудить, как построить рвы, как расположить башни и кому какое ведро достанется. Мы можем помочь, сидя в стороне и задавая время от времени вопросы, реагируя, когда детям трудно управлять своими аргументами, и поддерживая их вопросы, чтобы они развивались.
Например, мы можем задавать вопросы после игры: "Какая часть этой конструкции была для тебя самой интересной?" или "Как вы решали, какие роли играть?". Вы можете привлечь детей к обсуждению того, как они проявляли инициативу, что получалось и не получалось, с кем им нравилось сотрудничать, а с кем нет. Такие вопросы могут привести к гораздо более насыщенному взаимодействию, чем сидеть в центре детской деятельности, постоянно вклиниваясь в нее.
Ребекка Ролланд, доктор медицинских наук, логопед и преподаватель Гарвардской высшей школы образования. Psychology Today, Пер.: PSYCHOL-OK.RU