Шоколадные батончики, чипсы и картофель фри - почему мы не можем легко их игнорировать в супермаркете? Ученые из Института исследования метаболизма имени Макса Планка в Кельне в сотрудничестве с Йельским университетом показали, что продукты с высоким содержанием жира и сахара изменяют наш мозг: если мы регулярно едим даже небольшое их количество, мозг учится потреблять именно эти продукты в будущем.
Почему нам так нравится нездоровая и жирная пища? Как это предпочтение развивается в мозге? "Наша склонность к употреблению продуктов с высоким содержанием жира и сахара, - так называемая западная диета, может быть врожденной или развиться в результате избыточного веса. Но мы думаем, что мозг учится этому предпочтению", - объясняет ведущий автор исследования Шармили Эдвин Танараджа.
Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи давали одной группе добровольцев ежедневно в течение восьми недель в дополнение к их обычному рациону небольшой пудинг, содержащий много жира и сахара. Другая группа получала пудинг, который содержал такое же количество калорий, но меньше жира. Мозговая активность добровольцев измерялась до и в течение восьми недель.
Наш мозг бессознательно учится отдавать предпочтение закускам с высоким содержанием жира
Реакция мозга на продукты с высоким содержанием жира и сахара была значительно усилена в группе, которая ела пудинг с высоким содержанием сахара и жира после восьми недель. Это особенно активизировало дофаминергическую систему, - область мозга, отвечающую за мотивацию и вознаграждение. "Наши измерения мозговой активности показали, что мозг перестраивается в результате употребления чипсов и тому подобного. Он подсознательно учится отдавать предпочтение вознаграждающей пище. Благодаря этим изменениям в мозге, мы будем всегда бессознательно отдавать предпочтение продуктам, содержащим много жира и сахара", - объясняет Марк Титтгемейер, возглавлявший исследование.
За период исследования испытуемые не набрали больше веса, чем испытуемые из контрольной группы, и показатели их крови, такие как уровень сахара или холестерина, также не изменились. Однако исследователи предполагают, что предпочтение к сладким продуктам сохранится и после окончания исследования. "В мозге образуются новые связи, и они не так быстро распадаютсяч. В конце концов, весь смысл обучения заключается в том, что, узнав что-то, вы не забываете это так быстро", - объясняет Марк Титтгемейер.
ScienceDaily, Пер.: PSYCHOL-OK.RU