Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Мысленные образы - полезный способ отвлечь подростков от негативных моделей мышления

Для подростков, которые могут застрять в спирали негативных мыслей, переориентация на мысленные образы является более эффективным отвлечением, чем вербальные (словесные) мысли, - показало недавнее исследование Университета штата Орегон.

По словам автора исследования Ханны Лоуренс, доцента кафедры психологии Колледжа свободных искусств Университета штата Орегон, кратковременное отвлечение может разорвать мысленную спираль, что дает возможность обратиться за помощью к психологу, другу или родителю.

"Когда мы застреваем на мыслях о негативных вещах, которые произошли в прошлом, это заставляет нас чувствовать себя еще хуже, что приводит к еще большим трудностям в регулировании наших эмоций и регуляции нашего тела", - сказала Лоуренс. "Мы хотим познакомить людей с более комплексными стратегиями и навыками, которые помогут избавиться от этих моделей мышления".

Лоуренс руководит лабораторией Translational Imagery, Depression and Suicide (TIDES) Lab в OSU, занимаясь исследованием факторов риска и разработкой эффективных мер по борьбе с депрессией у подростков, включая меры, которые можно масштабировать, чтобы они были доступны для более широких слоев населения.

"Эти негативные вещи будут происходить с каждым из нас. Поэтому, важно знать заранее, какие инструменты мы должны взять с собой в наш набор инструментов, которые мы можем использовать, чтобы снизить наши эмоциональные реакции в данный момент и вывести нас из этих негативных петель", - сказала она.

Цель исследования, опубликованного в Journal of Affective Disorders, состояла в том, чтобы определить, какая форма негативных размышлений - вербальные мысли или мысли, основанные на образах, - вызывала большее снижение аффекта или общего настроения у участников-подростков, а также какая форма размышлений была более эффективной, чтобы отвлечь их и помочь им выйти из этого негативного настроения.

145 участников были в возрасте от 13 до 17 лет и набраны из сельской местности Новой Англии, где Лоуренс проводила исследование. В группе были преимущественно белые и 62% женщин. Участники заполнили опросник по депрессии, который показал, что около 39% группы испытывали клинически выраженные симптомы депрессии.

Исследователи начали с того, что вызвали негативное настроение у участников-подростков, используя онлайн-игру, призванную вызвать чувство отчуждения. (После того, как участники завершили исследование, ученые объяснили им суть игры, чтобы облегчить любые затянувшиеся обиды). Затем участников разделили на группы и предложили, - одной размышлять словесно, либо образно, а другой, - отвлечься, - также в словесных мыслях или мысленных образах. В группе размышляющих участникам давали подсказки типа "Представьте, каким человеком, по вашему мнению, вы должны быть". В группе отвлечения внимания такие подсказки: "Подумайте о своем списке продуктов". Это должно было помочь отвлечь их от негативного влияния.

Чтобы стимулировать вербальные мысли, исследователи попросили участников тренироваться придумывать предложения, описывающие лимон с помощью конкретных слов. Чтобы стимулировать мысленные образы, участники тренировались представлять, как выглядит лимон в различных условиях.

Исследователи использовали неинвазивные датчики для регистрации электрической активности сердца и реакции проводимости кожи в качестве способа измерения физиологической реакции на различные подсказки. Они также попросили участников оценить их текущее эмоциональное состояние в четырех разных моментах исследования.

Хотя не было никакой существенной разницы в реакции подростков между двумя типами размышлений - и вербальные мысли, и мысленные образы одинаково влияли на их настроение - исследователи обнаружили, что мысленные образы были значительно более эффективным средством отвлечения, чем вербальные (словесные) мысли.

"Использование мысленных образов, похоже, помогает нам улучшить наше состояние, а также регулировать нашу нервную систему", - сказала Лоуренс. "Тот факт, что у нас не было значительных результатов в отношении размышлений в образах по сравнению с вербальными мыслями, говорит нам о том, что на самом деле не имеет значения, какую форму принимают эти негативные когниции. Часть, которая кажется действительно проблематичной, это часть, связанная с застреванием - раз за разом зацикливаться на этих печальных или вызывающих тревогу вещах, которые происходят".

Исследователи не знают точно, почему мысленные образы так эффективны, но они предполагают, что это связано с тем, что воображение гораздо более погружено в процесс и требует больших усилий, что создает более сильную эмоциональную реакцию и позволяет отвлечься. Есть также некоторые свидетельства того, что мысленные образы возбуждают ту же часть мозга, что и видение и переживание этих вещей в реальной жизни, сказал Лоуренс.

В своей работе Лоуренс обнаружила, что некоторые взрослые, похоже, размышляют только в одной форме, в то время как большинство подростков отмечают, что размышляют как в вербальных мыслях, так и в мысленных образах. По ее словам, одна из возможностей заключается в том, что эти мыслительные шаблоны становятся самоподкрепляющимися привычками, а негативные образы или вербальные сообщения со временем становятся все более укоренившимися.

"Вот почему мне нравится работать с подростками: Если мы сможем прервать эти процессы на ранних стадиях развития, возможно, мы сможем помочь этим подросткам дожить до зрелого возраста и не застрять в этих негативных мыслительных моделях", - говорит Лоуренс. "Все мы размышляем. Вопрос в том, как долго мы это делаем, и какие навыки у нас есть, чтобы остановиться, когда мы этого захотим".

ScienceDaily, Пер.:

Новое понимание развития мозга в подростковом возрасте

Согласно новому исследованию, развитие мозга происходит не равномерно по всему мозгу, а в соответствии с последовательностью развития. Области мозга, поддерживающие когнитивные, социальные и эмоциональные функции, остаются податливыми дольше, чем другие области мозга.


Обсессивно-компульсивное расстройство может быть признаком склонности к вредным привычкам

Два исследования проливают свет на склонность к развитию вредных привычек у людей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством. В этих исследованиях делается предположение, что склонность развивать вредные привычки может быть основной особенностью этого расстройства, а не следствием иррациональных убеждений.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация