Новаторское исследование, проведенное на факультете психологии Калифорнийского университета в Беркли, меняет представление о процессах принятия решений человеком, подчеркивая важность вознаграждений, ориентированных на достижение цели. Исследование, проведенное профессором психологии Анной Коллинз и докторантом кафедры психологии Беркли Гайей Молинаро, показывает, что ценность, которую люди приписывают результатам, субъективна и в значительной степени зависит от их личных целей и контекста принятия решения.
"Ценность определяется не только объективным вознаграждением или результатом", - говорит Коллинз. "Наши исследования показывают, что восприятие ценности людьми в значительной степени определяется их личными целями и контекстом, в котором принимается решение".
Например, вы можете заказать шоколадное мороженое и быть совершенно удовлетворенным своим выбором. Но если затем вы узнаете, что в продаже есть мороженое с другим вкусом, вы можете почувствовать себя менее удовлетворенным своим первоначальным выбором. В этом случае объективная ценность рожка мороженого не изменилась. Изменилось лишь ваше субъективное восприятие его ценности по сравнению с новым лучшим вариантом, что подчеркивает влияние достижения цели на принятие решений.
Используя данные, собранные различными лабораториями у более чем 1000 человек, специалисты из Беркли подтвердили эту теорию, разработав модель "внутренне усиленного" обучения с подкреплением. В то время как другие теории предполагают, что субъективная ценность просто корректируется на основе различных наблюдаемых альтернатив, модель, разработанная исследователями из Беркли, предлагает новый взгляд: она сосредоточена на концепции, согласно которой достижение цели имеет решающее значение. Модель внутренней ценности не является первой, изучающей это явление, но она предлагает новый способ понимания проблемы.
"Наше исследование предлагает изменить парадигму понимания процесса принятия решений", - сказала Молинаро. "Оно показывает критическую важность учета вознаграждения, зависящего от цели, что может существенно изменить наше понимание процессов принятия решений".
Потенциальные возможности применения данного исследования весьма обширны и разнообразны. Новое понимание может быть положено в основу государственной политики, стимулирующей позитивные изменения в поведении, или помочь в формировании финансовых решений. В образовательной среде оно может быть использовано для того, чтобы показать студентам, как изучение конкретных тем может помочь в достижении их конкретных целей. Исследование также может быть положено в основу терапевтических стратегий для пациентов, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами пищевого поведения.
Это исследование может вдохновить на инновации в области разработки искусственного интеллекта. "В нынешнем виде модель искусственного интеллекта заботится в первую очередь о внешнем вознаграждении", - сказала Коллинз. "Наше исследование показывает, что интеграция внутренних, ориентированных на достижение цели вознаграждений может существенно улучшить эти модели".
Хотя эти результаты являются значительным шагом вперед в понимании процессов принятия решений, необходимы дальнейшие исследования для полного понимания и применения этой концепции в различных областях. Группа специалистов из Беркли планирует продолжить изучение этой важной области когнитивной нейронауки.
ScienceDaily, Пер.: PSYCHOL-OK.RU