Несмотря на многочисленные изменения в школьной культуре, произошедшие с 1960-х годов, новое исследование показывает, что некоторые вещи никогда не меняются: жизнь учеников средней школы, не обладающих привлекательной внешностью и не занимающихся спортом, становится труднее.
В то время как дети возвращаются в школу, первое в своем роде продольное исследование, проведенное Флоридским Атлантическим университетом, помогает объяснить, почему подростки, не обладающие качествами, ценимыми сверстниками, подвержены риску возникновения трудностей адаптации.
Результаты исследования, опубликованные в Journal of Youth and Adolescence, показывают, что малопривлекательные и малоспортивные молодые люди становились все более непопулярными в течение учебного года, что впоследствии привело к росту их одиночества и злоупотребления алкоголем. Проще говоря, группа сверстников наказывает тех, кто не обладает такими высоко ценимыми чертами, как привлекательная внешность или хорошие спортивные результаты.
Исследование положило конец стереотипам о половых различиях в чертах, важных для успеха среди сверстников. В течение десятилетий считалось, что отсутствие спортивной формы особенно проблематично для мальчиков, а отсутствие привлекательности - для девочек.
Полученные результаты свидетельствуют о трансформации социальной культуры подростков, в результате которой социальные наказания, связанные с низкой привлекательностью или низким атлетизмом, перестали быть гендерно специфичными. Мальчики и девочки не различаются по тому, в какой степени непопулярность и проблемы адаптации связаны с низкой привлекательностью и низким атлетизмом. По мере того как растет их непопулярность, растут и их проблемы.
"Дети, у которых отсутствуют качества, ценимые их сверстниками, испытывают множество трудностей с адаптацией, многие из которых связаны с ухудшением их положения в группе", - говорит Бретт Лаурсен, доктор философии, старший автор статьи и профессор психологии в Научном колледже ФАУ им. Чарльза Э. Шмидта. "Дети, которые не являются привлекательными, и дети, которые не являются спортивными, становятся все более непопулярными. Растущая маргинализация, в свою очередь, приводит к одиночеству и злоупотреблению алкоголем. Рост непопулярности - это ключ к пониманию того, почему у непривлекательных и неспортивных детей возникают проблемы с поведением". Из тех, кто начал пить до опьянения в течение учебного года, почти две трети были выше среднего уровня непопулярности".
Опасности, связанные со стигматизированными чертами, были сопоставимы у мальчиков и девочек.
"Дети, не обладающие привлекательностью, и дети, не занимающиеся спортом, со временем становятся все более непопулярными, что говорит о том, что они вынуждены терпеть унижения, связанные с бессилием, чтобы оставаться привязанными к группе сверстников, а это в конечном итоге негативно сказывается на благополучии личности", - говорит Мэри Пейдж Джеймс, первый автор работы и аспирант кафедры психологии FAU. Непривлекательность вредит популярности мальчиков в той же степени, что и девочек, а неатлетичность является важным фактором низкой популярности среди девочек, так же как и среди мальчиков". Несмотря на широкую пропаганду принятия тела, социальный мир подростка зачастую остается весьма неумолимым".
В исследовании приняли участие 580 учащихся средних школ в возрасте от 10 до 13 лет. Участникам было предложено назвать одноклассников, которые в наибольшей степени соответствуют следующим характеристикам: атлетичные ("хорошо занимаются спортом"), привлекательные ("действительно хорошо выглядят") и непопулярные. Кроме того, они описывали, как часто чувствуют себя одинокими и как часто употребляли алкоголь до состояния опьянения в течение последнего месяца.
Сильной стороной исследования является его репликация. Одна и та же картина ассоциаций проявилась в гетерогенной выборке молодежи из крупного мегаполиса во Флориде и в гомогенной выборке молодежи из небольшого сообщества в Литве.
Лаурсен, Джеймс и соавторы исследования предлагают несколько стратегий помощи детям, не обладающим этими ценными для сверстников чертами:
- Учителям следует подумать об изменении норм поведения в классе. Возможно, трудно обесценить внешность или спортивные достижения, учитывая их распространенность в популярной культуре, но можно повысить терпимость к тем, кто отличается от других, или подчеркнуть достоинства других черт. Положительный климат в классе также может стать защитой от одиночества для подростков из группы риска.
- Наконец, родители должны предоставлять детям возможность заводить и поддерживать близкие дружеские отношения с хорошо адаптированными сверстниками, поскольку друзья могут смягчить проблему одиночества.
Florida Atlantic University, Пер.: PSYCHOL-OK.RU