В течение десятилетий препараты для лечения шизофрении могли быть нецелевыми

Исследование, проведенное в живом мозге мыши, показывает, что на протяжении почти 70 лет при разработке антипсихотических препаратов целью были не те нейроны.

Распутать огромную паутину клеток мозга и определить, как на них действуют лекарства, - задача не из легких. Используя миниатюрный микроскоп и флуоресцентные метки, группа исследователей под руководством нейробиолога Северо-Западного университета Сонсика Юна обнаружила, что эффективные антипсихотические препараты цепляются за другой тип клеток мозга, чем предполагали ученые изначально. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Подобно исследованиям, свидетельствующим о том, что депрессия может быть не связана с химическим дисбалансом уровня серотонина, понимание методов лечения шизофрении может потребовать пересмотра, если широко используемые антипсихотические препараты воздействуют на нейроны не так, как предполагалось.

"Существует острая необходимость в понимании нейронных цепей, управляющих психозом, и того, как на них влияют антипсихотические препараты", - пишут Юн и его коллеги в своей опубликованной работе.

Как рассказал нейробиолог и старший автор исследования Джонс Паркер корреспонденту журнала Wired Максу Дж. Леви, большинство антипсихотических препаратов - включая первый, одобренный в 1954 году, хлорпромазин - были открыты случайно. "Поэтому мы не знаем, как они действуют на мозг".

Открыв их, ученые заметили, что препараты, подавляющие такие распространенные симптомы шизофрении, как мания, галлюцинации и бред, по-видимому, действуют на дофаминовую систему мозга.

Как выяснилось, эти антипсихотические препараты подавляют передачу дофамина между клетками мозга, причем наиболее мощные из них совместимы с определенным типом дофаминовых рецепторов, обозначаемых D2.

Клетки мозга, называемые шиповидными проекционными нейронами, которые входят в полосатое тело мозга и выходят из него, экспрессируют рецепторы D1 или D2. В отличие от D1-рецепторов, которые возбуждают дофаминовую систему мозга, D2-рецепторы ее успокаивают.

Связь действия антипсихотических препаратов с D2-рецепторами дала основание предположить, что при шизофрении полосатое тело переполнено дофамином, что является химическим дисбалансом, который антипсихотические препараты помогают устранить.

Однако новые препараты, специально разработанные для воздействия на D2-рецепторы, мало способствовали облегчению психоза. К тому же никто никогда не проверял на животных моделях психоза, связываются ли антипсихотические препараты, применявшиеся на протяжении десятилетий, преимущественно с D2-рецепторами, поэтому точный механизм их действия оставался неясным.

Для исследования Юн, Паркер и их коллеги вводили мышам один из четырех препаратов, используемых для лечения психозов, и наблюдали за поведением животных и реакцией клеток их мозга.

Они обнаружили, что галоперидол и оланзапин, два старых, но эффективных антипсихотика, оказывают некоторое влияние на D2-шиповидные нейроны, но их взаимодействие происходит в основном с D1-нейронами.

Клозапин, новый мощный антипсихотик с меньшим количеством побочных эффектов, избегал нейронов D2 и подавлял клетки D1, что может как-то "объяснить его клиническое превосходство, особенно при лечении резистентной шизофрении", считают исследователи.

В то же время MP-10, препарат, не прошедший клинических испытаний для лечения шизофрении, оставался приклеенным к D2-нейронам. Более того, MP-10 даже усиливал аномальную активность D1.

Другими словами, клиническая эффективность препарата тесно связана с его взаимодействием с D1-нейронами; те из них, которые нормализуют гиперактивность D1-нейронов, лучше всего снимают психоз, что переворачивает наше представление об этих препаратах.

"Эти результаты дают новое объяснение эффективности антипсихотических препаратов", - пишут исследователи. Они предполагают, что D1-шиповидные нейроны, а не D2-экспрессирующие клетки, "могут быть ключевым фактором развития психоза" и что нормализация их активности может быть "ключевым показателем эффективности антипсихотических препаратов".

Хотя полученные результаты и наносят удар по десятилетиям исследований, они помогают объяснить, почему одни антипсихотические препараты, такие как клозапин, работают, а другие - нет. Хотя следует помнить, что дофамин - не единственный нейротрансмиттер, связанный с психозом.

Полученные результаты также дают надежду на то, что исследователи смогут скорректировать курс и использовать эти новые знания для разработки гораздо более эффективных методов лечения шизофрении.

ScienceAlert, Пер.:

Чрезмерное использование родителями смартфонов может нанести вред психическому здоровью детей

Дети в возрасте от 9 до 11 лет, которые говорили, что их родители слишком много времени проводят за смартфонами, впоследствии были более склонны к тревожности, проблемам с вниманием и гиперактивности.

Вознаграждение за достижение цели является ключевым фактором при принятии решений

Исследование показывает, что ценность, которую люди приписывают результатам, субъективна и в значительной степени зависит от их личных целей и контекста принятия решения.