Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Забывание на самом деле является формой обучения

Сегодня неврологи сообщают о первых результатах экспериментальных исследований, направленных на изучение идеи о том, что "забывание" не может быть плохим явлением и может представлять собой одну из форм обучения, и приводят результаты, подтверждающие их основную идею.

В прошлом году нейробиологи, стоящие за новой теорией, предположили, что изменения в нашей способности получать доступ к конкретным воспоминаниям основаны на обратной связи и предсказуемости окружающей среды. И что забывание может быть не ошибкой, а функциональной особенностью мозга, позволяющей ему динамично взаимодействовать с динамичной окружающей средой.

По их мнению, в меняющемся мире, в котором живем мы и многие другие организмы, забывание некоторых воспоминаний было бы полезно, поскольку это может привести к более гибкому поведению и принятию более правильных решений. Если воспоминания были получены в обстоятельствах, которые не совсем соответствуют текущей обстановке, то их забывание может стать позитивным изменением, улучшающим наше самочувствие.

В журнале Cell Reports они представили первое из серии новых экспериментальных исследований, в которых изучался эффект естественного, "повседневного" забывания в отношении того, как нормальные процессы забывания влияют на конкретные воспоминания в мозге.

Группа исследовала форму забывания, называемую ретроактивной интерференцией, при которой различные события, происходящие в близком временном интервале, могут вызывать забывание недавно сформированных воспоминаний. В ходе исследования мыши ассоциировали определенный объект с определенным контекстом или комнатой, а затем распознавали этот объект, вытесненный из первоначального контекста. Однако мыши забывали эти ассоциации, когда конкурирующие впечатления "вмешивались" в первое воспоминание.

Чтобы изучить последствия такой формы забывания для самой памяти, нейробиологи генетически маркировали контекстную "энграмму" (группу клеток мозга, хранящих определенное воспоминание) в мозге этих мышей и проследили за активацией и функционированием этих клеток после того, как забывание произошло. Очень важно, что с помощью метода, называемого оптогенетикой, было обнаружено, что стимуляция клеток энграммы светом восстанавливает утраченные воспоминания в нескольких поведенческих ситуациях. Более того, когда мышам давали новый опыт, связанный с забытыми воспоминаниями, "потерянные" энграммы естественным образом восстанавливались.

"Воспоминания хранятся в ансамблях нейронов, называемых "энграммными клетками", и успешное восстановление этих воспоминаний связано с реактивацией этих ансамблей. Логично предположить, что забывание происходит тогда, когда клетки энграммы не могут быть реактивированы. Однако становится все более очевидным, что сами воспоминания все еще существуют, но специфические ансамбли не активируются, и поэтому воспоминания не вспоминаются. Это похоже на то, как если бы воспоминания хранились в сейфе, но вы не можете вспомнить код для его отпирания", - говорит доктор Томас Райан, доцент Школы биохимии и иммунологии и Института нейронаук Тринити-колледжа в Дублине, являющийся ведущим автором только что опубликованной в журнале статьи.

Доктор Ливия Ауторе, аспирант Ирландского исследовательского совета (IRC), возглавлявшая эту работу в лаборатории Райана в Тринити, добавила:

"Полученные нами результаты подтверждают идею о том, что конкуренция между энграммами влияет на запоминание и что забытый след памяти может быть реактивирован как естественными, так и искусственными сигналами, а также обновлен новой информацией. Непрерывный поток изменений в окружающей среде приводит к кодированию множества энграмм, которые конкурируют между собой за закрепление и выражение.

Таким образом, в то время как некоторые воспоминания могут сохраняться без помех, другие будут подвергаться вмешательству со стороны новой поступающей и преобладающей информации. Тем не менее, вмешательство в воспоминания может быть реактивировано окружающими сигналами, приводящими к проявлению памяти, или новым опытом, приводящим к обновленному поведенческому результату".

Поскольку теперь мы знаем, что "естественное забывание" при определенных обстоятельствах обратимо, эта работа имеет существенное значение для заболеваний - например, для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, где эти повседневные процессы забывания могут быть ошибочно активированы болезнью мозга.

Trinity College Dublin, Пер.:

Личный контакт связан с более низким уровнем одиночества у пожилых людей

Личное общение помогает снизить уровень одиночества у пожилых людей, а вот другие способы оставаться на связи: телефонные звонки, электронная почта или текстовые сообщения, не так эффективны для снижения одиночества.


Вечный ребенок в семье

Многие родители говорят о том, что когда рождается второй ребенок, им кажется, будто их первый ребенок вырастает за ночь. До рождения нового ребенка, родители воспринимали своего младшего меньше, чем он был на самом деле.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация