Человеку свойственно осуждать. Но почему мы меньше осуждаем или больше хвалим человека, если узнаем, что он страдал в детстве? В ходе недавнего исследования ученые Университета Миссури выяснили, что знания о детских невзгодах человека влияют на то, как другие оценивают его поведение.
По словам Филипа Роббинса, доцента и заведующего кафедрой философии, этот результат пополнил растущий массив данных, свидетельствующих о том, что суждения о похвале и порицании "асимметрично чувствительны" к определенным видам информации об истории жизни человека.
"В случае негативного или антисоциального поведения мы считаем, что поступки людей с неблагоприятным детским опытом в меньшей степени отражают их фундаментальный моральный облик, а в большей - среду, в которой они воспитывались, поэтому мы меньше виним их за эти поступки. С другой стороны, если человек, переживший в детстве невзгоды, совершает что-то хорошее, мы склонны считать, что такое поведение в большей степени отражает или выражает то, кем он является в глубине души, поэтому мы больше хвалим его за это", - сказал Роббинс.
Исследование, основанное на статистическом анализе результатов опроса 248 участников, позволяет предположить, что борьба с невзгодами в раннем детстве может быть "деформирующим опытом", изменяющим нравственное развитие человека.
"Опыт деформирует поведение людей в том смысле, что неблагоприятные переживания могут отталкивать людей от того, кем они являются на самом деле, на более глубоком уровне, выталкивая их на "альтернативный" путь антисоциальности, на котором они в противном случае не оказались бы", - сказал Роббинс.
Исследование, проведенное Роббинсом и Фернандо Альвеаром, доктором философии Университета штата Массачусетс, основывается на более ранних работах Роббинса и других коллег, включая Пола Литтона, декана Школы права Университета штата Массачусетс. Ранее Роббинс и его коллеги обнаружили, что люди склонны считать преступника, совершившего насилие, менее виновным и менее заслуживающим наказания, когда им сообщают, что в детстве обвиняемому был причинен серьезный вред. Они также обнаружили, что люди склонны больше хвалить человека за его хорошие поступки во взрослой жизни после того, как узнают, что этот человек преодолевал невзгоды или страдания в раннем возрасте, например, жестокое обращение и пренебрежение в детстве.
Цель исследования, проведенного Роббинсом и Альвеаром, заключалась в том, чтобы ответить на вопрос, почему информация такого рода оказывает такое влияние на суждения людей.
"Это имеет самые разные последствия для социального взаимодействия людей", - сказал Роббинс. “Моральные суждения чрезвычайно важны для того, как мы относимся к другим людям как к людям, поскольку они составляют существенную часть социального суждения". Настоящее исследование является частью более крупного проекта, направленного на понимание того, как работает моральное суждение. Потенциально такое понимание может переориентировать мышление людей таким образом, что это окажет положительное влияние на повседневную практику порицания и похвалы".
Роббинс считает, что существует естественная "дорожка" развития человека, и люди, не пережившие сложных жизненных событий в детстве, таких как утрата, травма или другие неблагоприятные социальные условия, как правило, не развивают сильных антисоциальных тенденций на более поздних этапах жизни.
"Люди, как правило, учатся вести себя по отношению к другим людям морально приемлемым образом, например, не причинять им вреда, не вредить им и не говорить о них плохо. Когда люди не усваивают эти уроки, они сбиваются с естественного пути развития. Люди не могут быть святыми или героями, но большинство из нас также не являются злодеями", - говорит Роббинс.
В дальнейшей работе Роббинс планирует изучить роль, которую гендерные стереотипы могут играть в определении того, как на порицание и похвалу влияет информация об истории жизни человека.
University of Missouri-Columbia, Пер.: PSYCHOL-OK.RU