Как мы учимся говорить в детстве или как приобретаем знания об окружающем мире? Социальные взаимодействия малышей в общественном и семейном окружении, в школе помогают объяснить это, но они не являются единственными факторами. Естественное логическое мышление, проявляющееся с самого раннего возраста и не зависящее от знания языка, также способствует процессу обучения, говорится в исследовании Центра мозга и познания UPF, результаты которого были опубликованы в журнале Current Biology.
Исследование посвящено вопросу, который до сих пор вызывает споры среди нейробиологов: способны ли младенцы, еще не научившиеся говорить (или развивающие речь), к логическим рассуждениям. Это новаторское исследование показывает, что такое естественное логическое мышление, существующее по крайней мере с 19-месячного возраста, не зависит от знания языка и развивается в основном с помощью стратегии исключения путем отсева. Другими словами, если малыши сталкиваются с неизвестной реальностью, они пытаются проанализировать ее и прийти к какому-то выводу, исключая те варианты, которые невозможны, в соответствии с их уровнем знаний на тот момент.
Результаты работы представлены в статье под названием “Объем и роль дедукции в познании младенцев”, написанной Кингой Анной Бохус, Николо Чезаной-Арлотти, Аной Мартин-Сальгеро и Лукой Лоренцо Бонатти. Главный исследователь, Л. Бонатти (ICREA), является директором исследовательской группы “Рассуждение и познание младенцев” (RICO) в Центре мозга и познания (CBC) при UPF.
В исследовании анализируется важность для младенцев двух стратегий решения проблемы неопределенности: ассоциации и исключения (или устранения дизъюнкции). Первая стратегия означает, что малыши, услышав новое слово, которое может относиться к двум незнакомым объектам, которые они могут видеть, мысленно ассоциируют этот термин с каждым из них. Впоследствии они будут ассоциировать термин с тем объектом, с которым это название лучше сочетается.
Вторая стратегия (исключение) объясняет, как малыш может выучить новое слово с помощью логических рассуждений, исключая альтернативные варианты. Например, если малыш видит два предмета (A и B) и слышит незнакомый термин, который, как он знает, не является A (потому что он знает название A), он определит, что это название B. Согласно результатам исследования, эта стратегия является преобладающей.
Исследовательская группа провела два различных эксперимента: первый - с 26 одноязычным и 35 двуязычным 19-месячными малышами, второй - с 19 одноязычными и 14 двуязычными малышами. Анализ каждой группы был крайне важен для определения зависимости дедуктивных процессов от лингвистического опыта.
В первом эксперименте участникам показывали два объекта, которые они должны были ассоциировать с одним из услышанных слов с помощью различных тестов. В первом тесте они должны были посмотреть на два знакомых им предмета (например, ложку и печенье) и, услышав термин (например, ложка), соотнести его с одним из них. Во втором тесте младенцам показывали знакомый объект (например, яблоко) и незнакомый объект (например, карбюратор), и они слышали слово, соответствующее известному объекту (яблоку), которое должны были опознать. Третий тест был таким же, как и второй, за исключением того, что услышанное слово соответствовало неизвестному слову (например, карбюратор).
Во втором эксперименте использовались два предмета или одушевленных существа (например, зонтик и фигурка мальчика), каждый из которых ассоциировался со звуком. Затем эти два предмета закрывались, чтобы младенец их не видел, а один из них помещался в стакан. Когда их открывали, малыш мог видеть только один из двух предметов и должен был методом исключения угадать, какой из них находится в стакане. В следующем тесте (когда оба объекта были закрыты и не меняли своего положения) младенец слушал звук, ассоциирующийся с одним из них, и анализировалось, посмотрел ли он в направлении правильного объекта.
Во всех этих тестах оценивался характер движения взгляда. Например, при рассуждении методом исключения малыши смотрят на объект А и, если исключают, что услышанный термин относится к нему, то переводят взгляд на В. Это называется стратегией двойной проверки.
Главный автор исследования, Кинга Анна Бохус, резюмирует основные результаты исследования следующим образом: "Мы изучали наличие понятия логической дизъюнкции у 19-месячных младенцев. В задаче на сопоставление слов-референтов как двуязычные, так и одноязычные младенцы демонстрируют паттерн окуломоторного контроля, который ранее был признан отличительной чертой дизъюнктивных рассуждений у взрослых и детей".
Одним словом, результаты исследования не выявили существенных различий между логическим мышлением одноязычных и двуязычных малышей, что подтверждает отсутствие зависимости от лингвистических знаний. Такое естественное логическое мышление может проявляться уже в возрасте до 19 месяцев, хотя пока нет достаточных научных данных, подтверждающих его наличие в более раннем возрасте.
Universitat Pompeu Fabra - Barcelona, Пер.: PSYCHOL-OK.RU