Когда дети только начинают говорить, их словарный запас очень ограничен. Часто одним из первых звуков, которые они издают, является "да", который может означать папу, собаку, точку или вообще ничего.
Как же взрослому слушателю разобраться в этом ограниченном словесном репертуаре? Новое исследование, проведенное учеными Массачусетского технологического института и Гарвардского университета, показало, что понимание взрослыми контекста разговора и знание ошибок в произношении, которые обычно допускают дети, имеют решающее значение для понимания ранних лингвистических попыток детей.
Используя тысячи часов расшифрованных аудиозаписей общения детей и взрослых, исследователи создали вычислительные модели, которые позволили им начать обратное проектирование того, как взрослые интерпретируют то, что говорят маленькие дети. Модели, основанные только на фактических звуках, которые дети произносят в своей речи, относительно плохо предсказывали то, что, по мнению взрослых, говорят дети. Наиболее успешные модели делали свои прогнозы на основе больших массивов предшествующих разговоров, которые обеспечивали контекст для того, что говорили дети. Модели также показали лучшие результаты при повторном обучении на больших массивах данных, содержащих взаимодействие взрослых и детей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что взрослые обладают высокой квалификацией в создании таких интерпретаций на основе контекста, что, по мнению исследователей, может обеспечивать важнейшую обратную связь, помогающую младенцам овладевать языком.
"Взрослый человек, имеющий большой опыт слушания, задействует чрезвычайно сложные механизмы понимания языка, и именно это, очевидно, лежит в основе способности понимать то, что говорят маленькие дети", - говорит Роджер Леви, профессор кафедры мозга и когнитивных наук Массачусетского технологического института. "На данный момент у нас нет прямых доказательств того, что эти механизмы непосредственно способствуют освоению языка детьми младшего возраста, но я думаю, что вполне правдоподобно предположить, что они делают это освоение более эффективным и сглаживают путь к успешному усвоению языка детьми".
Леви и Элика Бергельсон, доцент психологии в Гарварде, являются старшими авторами исследования, результаты которого опубликованы в журнале Nature Human Behavior. Постдок Массачусетского технологического института Стефан Мейлан - ведущий автор статьи.
В то время как во многих исследованиях изучалось, как дети учатся говорить, в данном проекте исследователи хотели перевернуть вопрос и изучить, как взрослые интерпретируют то, что говорят дети.
"В то время как исторически люди рассматривали ряд особенностей обучающегося и то, что именно в ребенке позволяет ему узнавать новое из окружающего мира, очень мало было сделано для изучения того, как его понимают и как это может повлиять на процесс овладения языком", - говорит Мейлан.
Предыдущие исследования показали, что когда взрослые разговаривают друг с другом, они используют свои представления о том, как другие люди будут говорить и о чем они, скорее всего, будут говорить, чтобы помочь им понять, что говорит их собеседник. Эта стратегия, известная как "прослушивание шумовых каналов", облегчает взрослым людям решение сложной задачи расшифровки акустических звуков, особенно в условиях, когда голоса приглушены, присутствует много фонового шума, или когда говорящие имеют разные акценты.
В данном исследовании ученые выясняли, могут ли взрослые также применять эту методику для разбора часто кажущихся бессмыслицей высказываний детей, которые учатся говорить.
"Эта проблема интерпретации услышанного для детского языка еще сложнее, чем обычное понимание языка взрослыми, которое на самом деле тоже не так просто, хотя мы очень хорошо в этом разбираемся", - говорит Леви.
Для этого исследования ученые использовали наборы данных, первоначально созданные в Университете Брауна в начале 2000-х годов и содержащие сотни часов расшифрованных разговоров между детьми в возрасте от 1 до 3 лет и их опекунами. Эти данные включают как фонетические транскрипции звуков, издаваемых детьми, так и текст, который, по мнению транскриптора, пытался произнести ребенок.
Исследователи использовали другие наборы данных детской речи (включающие около 18 млн. устных слов) для обучения вычислительных языковых моделей, позволяющих предсказывать, какие слова произносят дети в исходном наборе данных, на основе фонетической транскрипции. С помощью нейронных сетей было создано множество различных моделей, которые отличались по уровню знаний разговорных тем, грамматики и детских ошибок в произношении. Кроме того, они манипулировали тем, какой объем разговорного контекста могла анализировать каждая модель, прежде чем сделать свой прогноз относительно того, что говорят дети. Одни модели учитывали только одно или два слова, произнесенных перед целевым словом, а другие могли анализировать до 20 предыдущих высказываний в ходе обмена.
Исследователи обнаружили, что использование только акустических данных о том, что говорит ребенок, не привело к созданию моделей, которые бы с особой точностью предсказывали то, что, по мнению взрослых, говорят дети. Модели, которые показали лучшие результаты, использовали очень богатые представления о темах разговора, грамматике и о том, какие слова дети, скорее всего, произнесут (например, мяч, собака или ребенок, а не ипотека). И, как и у людей, предсказания моделей улучшались по мере того, как им позволялось рассматривать более крупные фрагменты предыдущих разговоров в качестве контекста.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что, слушая детей, взрослые основывают свою интерпретацию того, что говорит ребенок, на предыдущих беседах, которые у них были. Например, если ранее в разговоре упоминалась собака, то слово "да" с большей вероятностью будет интерпретировано взрослым слушателем как "собака".
Это пример стратегии, которую часто используют люди, слушая других взрослых, - интерпретация на основе "предыстории", или ожиданий, основанных на предыдущем опыте. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что, слушая детей, взрослые слушатели учитывают ожидания, связанные с тем, как дети обычно неправильно произносят слова.
В настоящее время исследователи планируют изучить, как умение взрослых слушать детей и их последующая реакция на их речь могут способствовать развитию у детей способности к изучению языка.
"Большинство людей предпочитают общаться с другими людьми, и я думаю, что дети не являются исключением, особенно если они хотят получить что-то материальное, например, молоко или чтобы их взяли на руки, а также нематериальное - просто внимание со стороны общества", - говорит Бергельсон. "Это система обратной связи, которая может подтолкнуть ребенка, с его развивающимися социальными навыками, когнитивными способностями и всем остальным, продолжать идти по этому пути, пытаясь взаимодействовать и общаться".
Исследователи надеются изучить эту взаимосвязь между ребенком и взрослым, объединив вычислительные модели того, как дети учат язык, с новой моделью того, как взрослые реагируют на то, что говорят дети.
"Теперь у нас есть модель взрослого слушателя, которую мы можем подключить к моделям учащихся-детей, и тогда эти учащиеся смогут использовать обратную связь, предоставляемую моделью взрослого", - говорит Мейлан. "Следующий рубеж - это попытка понять, как дети воспринимают обратную связь, которую они получают от взрослых, и построить модель того, что эти дети ожидают от понимания взрослого".
Массачусетский технологический институт, Пер.: PSYCHOL-OK.RU