Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

В каком возрасте подросток начинает мыслить как взрослый?

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, представлены первые убедительные доказательства того, что исполнительная функция - набор когнитивных навыков, лежащих в основе способности планировать, плавно переключаться с задачи на задачу, не поддаваться соблазнительным отвлечениям и концентрироваться на выполнении поставленной задачи, - обычно созревает к 18 годам.

В ходе исследования было собрано и проанализировано около двух десятков лабораторных показателей исполнительных функций у более чем 10000 участников в четырех уникальных наборах данных, что позволило получить первую в своем роде масштабную картину развития когнитивных функций у подростков. Полученные результаты имеют важное значение не только для психиатров и нейробиологов, но и для родителей, педагогов и, возможно, судебной системы при определении границ подросткового периода.

"Когда я разговариваю с родителями, многие из них говорят: "Не может быть, чтобы мой 18-летний подросток был полностью сформировавшимся взрослым!"", - говорит старший автор исследования Беатрис Луна, Ph.D., профессор психиатрии Медицинской школы Питтсбургского университета и эксперт по нейрокогнитивному развитию. "Другие важные поведенческие факторы, дополняющие исполнительную функцию, такие как способность контролировать свои эмоции, могут меняться с возрастом. Способность использовать исполнительную функцию достоверно улучшается с возрастом и, по крайней мере в лабораторных условиях, созревает к 18 годам".

В отличие от детско-юношеского возраста, когда все этапы тщательно прописаны, подростковый возраст остается менее формально определенным, что связано, прежде всего, со сложностью процессов развития, запускаемых с наступлением полового созревания. Высокая вариабельность показателей у разных людей и отсутствие инструментов для анализа сложных массивов данных также ограничивали достоверность предыдущих попыток построить "дорожную карту" развития мозга у подростков.

"В нашем исследовании мы хотели представить консенсус, а не просто догадки", - говорит ведущий автор Бренден Терво-Клемменс, Ph.D., доцент кафедры психиатрии и поведенческих наук Университета Миннесоты.

"Это наука о развитии в сочетании с большими данными. Мы используем инструменты, которые еще несколько лет назад были недоступны исследователям, изучающим когнитивное развитие и развитие мозга. Исследование такого масштаба стало возможным только благодаря открытому обмену данными и соавторам, которые любезно предоставили доступ к своим массивам данных, не требуя ничего взамен", - добавил Терво-Клемменс, который начал это исследование в качестве аспиранта в лаборатории Луны.

В ходе исследования было собрано 23 различных показателя исполнительной функции у более чем 10000 участников в возрасте от 8 до 35 лет. Затем ученые проанализировали эти показатели, проследив их изменение с течением времени и проверив, соответствуют ли результаты различных тестов единой траектории, которую можно описать с помощью математической модели.

Полученный анализ показал общую динамику созревания исполнительных функций, характерную для обоих полов: быстрый всплеск развития исполнительных функций в период от конца детства до середины подросткового возраста (10-15 лет), затем небольшие, но значительные изменения в середине подросткового возраста (15-18 лет), которые стабилизируются до уровня взрослых показателей к концу подросткового возраста (18-20 лет).

Представляя воспроизводимые графики роста для разных задач и наборов данных, эта "дорожная карта" позволит исследователям проследить, как терапевтические и лекарственные вмешательства могут повлиять на этапы развития. Например, подростковый возраст - это время возникновения многих психических заболеваний, при которых также наблюдаются проблемы с исполнительной функцией, таких как шизофрения. Составление схемы нейротипичного развития мозга позволит исследователям лучше отслеживать любые малозаметные отклонения от "нормы" и, возможно, улучшить раннюю диагностику.

Университет Питтсбурга, Пер.:

Видеоигры могут научить жизни

На ежегодной конвенции американской ассоциации психологии, исследователи заявили, что определенные виды компьютерных игр могут быть полезными, развивая ловкость игроков, а так же их способность решать проблемы - качества, необходимые как учащимся, так и хирургам.


Связь обсессивно-компульсивного расстройства и распространенной детской болезни

Острый фарингит – распространенная детская инфекция, может привести к проблемам с сердцем, суставами или мозгом, если оставить ее без лечения. При поражении мозга могут быть нарушены двигательные и психические функции, что приводит к возникновению таких синдромов, как обсессивно-компульсивное расстройство.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация