Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Стресс в раннем возрасте изменяет больше генов в мозге, чем травма головы

Когда исследователи начали изучать вопрос о том, может ли стресс в раннем возрасте усугубить влияние травмы головы, полученной в детстве, на здоровье и поведение в более позднем возрасте, выяснилось удивительное: в исследовании на животных стресс изменил уровень активации гораздо большего числа генов в мозге, по сравнениею с изменениями, связанными с травмой головы.

Уже известно, что травмы головы, особенно при падении, часто встречаются у детей младшего возраста и могут быть связаны с расстройствами настроения и социальными трудностями, которые проявляются позже в жизни. Неблагоприятный детский опыт также очень распространен и может повышать риск развития заболеваний, психических расстройств и злоупотребления психоактивными веществами в зрелом возрасте.

"Но мы не знаем, как эти две вещи могут взаимодействовать", - говорит старший автор исследования Кэтрин Ленц, доцент кафедры психологии Университета штата Огайо. "Мы хотели понять, может ли черепно-мозговая травма в контексте стрессовых обстоятельств в раннем возрасте модулировать реакцию на травму мозга. И использование модели на животных позволяет нам действительно проникнуть в механизмы, посредством которых эти две вещи могут влиять на мозг в процессе его развития".

По словам Ленц, первая серия экспериментов на крысах свидетельствует о том, что потенциал стресса в раннем возрасте, который может привести к последствиям для здоровья на всю жизнь, может быть не до конца оценен.

"Мы обнаружили, что в результате манипуляций со стрессом в раннем возрасте было дифференциально экспрессировано гораздо больше генов, чем в результате манипуляций с травматическим повреждением мозга. Стресс - очень мощный фактор, и мы не должны недооценивать влияние стресса в раннем возрасте на развивающийся мозг. Я думаю, что этот вопрос часто игнорируется, но это невероятно важная тема для здравоохранения", - говорит Ленц.

Исследователи ежедневно в течение 14 дней временно разлучали новорожденных крысят с матерями, чтобы вызвать у них стресс, имитирующий последствия неблагоприятного детского опыта, включающего различные потенциально травмирующие события. На 15-й день, когда крысы по уровню развития сравнялись с малышами, крысятам, подвергшимся стрессу, и крысятам, не подвергшимся стрессу, под наркозом наносили травму головы, похожую на сотрясение мозга, или не наносили травму головы. То есть три условия: только стресс, только травма головы и стресс в сочетании с травмой головы, - сравнивались с крысами, не подвергавшимися стрессу.

Первый автор исследования Микаэла Брич, аспирантка лаборатории Ленц, изучила изменения экспрессии генов в гиппокампе мозга животных на более поздних этапах подросткового периода с помощью одноядерного секвенирования РНК.

Стресс сам по себе и стресс в сочетании с травматическим повреждением мозга (ТПМ) дали несколько примечательных результатов. В обоих случаях активировались пути в возбуждающих и тормозных нейронах, связанные с пластичностью, т.е. способностью мозга адаптироваться к различного рода изменениям - в основном для повышения гибкости, но иногда, когда изменения носят дезадаптивный характер, приводят к негативным последствиям.

"Это может свидетельствовать о том, что мозг открыт для нового периода уязвимости или активно изменяется в этот период, когда он может программировать последующие жизненные дефициты", - сказала Брич.

Оба состояния также влияли на сигналы, связанные с окситоцином - гормоном, связанным с материнским поведением и социальной связью. Стресс сам по себе и в сочетании с ТПМ активировал этот окситоциновый путь, а травма мозга сама по себе его подавляла.

"Как стресс, так и травма мозга связаны с аномальным социальным поведением, но мы обнаружили различные эффекты в отношении окситоциновой сигнализации. Это свидетельствует о том, что влияние стресса может модулировать изменения в мозге, вызванные травмой мозга". Окситоцин участвует в реакции на стресс и восстановлении, так что это может означать, что он может стать интересным модулятором, который мы будем изучать в будущем".

В поведенческих тестах на крысах, достигших зрелого возраста, только животные, пережившие стресс в раннем возрасте, были склонны чаще выходить на открытое пространство - место, которое обычно заставляет грызунов чувствовать себя уязвимыми для хищников.

"В целом это говорит о том, что в дальнейшем они могут больше рисковать, что согласуется с данными о том, что стресс в раннем возрасте может повышать риск развития некоторых заболеваний, таких как СДВГ, для которого характерно рискованное поведение или расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ", - сказала Брич.

По словам Ленц, данные о поведении, указывающие на пагубное влияние стресса в раннем возрасте, являются еще одним доказательством необходимости устранения неблагоприятного детского опыта.

"Такие вещи, как социальная поддержка, могут смягчить последствия стресса, полученного в раннем детстве, - это было показано на животных моделях и на людях", - сказала она. "Я не думаю, что можно переоценить, насколько разрушительными могут быть стрессовые факторы в раннем возрасте, если с ними не бороться".

Университет штата Огайо, Пер.:

Бонобо и древнее происхождение эффекта общего врага

Исследователи показали, что бонобо, которые никогда не убивали чужаков, демонстрируют умеренную сплоченность внутри группы перед угрозой со стороны внешней группы, намекая на то, что такое поведение могло возникнуть несколько миллионов лет назад.


Способность к творчеству возникла как средство укрепления связи между родителями и детьми

Факты, наблюдавшиеся в Диснейленде показывают, что человеческая способность к творчеству развилась не в результате полового отбора, как полагают некоторые ученые, а как средство, помогающее развитию связи между родителями и детьми и передаче традиций и культурного знания.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация