Когда исследователи начали изучать вопрос о том, может ли стресс в раннем возрасте усугубить влияние травмы головы, полученной в детстве, на здоровье и поведение в более позднем возрасте, выяснилось удивительное: в исследовании на животных стресс изменил уровень активации гораздо большего числа генов в мозге, по сравнениею с изменениями, связанными с травмой головы.
Уже известно, что травмы головы, особенно при падении, часто встречаются у детей младшего возраста и могут быть связаны с расстройствами настроения и социальными трудностями, которые проявляются позже в жизни. Неблагоприятный детский опыт также очень распространен и может повышать риск развития заболеваний, психических расстройств и злоупотребления психоактивными веществами в зрелом возрасте.
"Но мы не знаем, как эти две вещи могут взаимодействовать", - говорит старший автор исследования Кэтрин Ленц, доцент кафедры психологии Университета штата Огайо. "Мы хотели понять, может ли черепно-мозговая травма в контексте стрессовых обстоятельств в раннем возрасте модулировать реакцию на травму мозга. И использование модели на животных позволяет нам действительно проникнуть в механизмы, посредством которых эти две вещи могут влиять на мозг в процессе его развития".
По словам Ленц, первая серия экспериментов на крысах свидетельствует о том, что потенциал стресса в раннем возрасте, который может привести к последствиям для здоровья на всю жизнь, может быть не до конца оценен.
"Мы обнаружили, что в результате манипуляций со стрессом в раннем возрасте было дифференциально экспрессировано гораздо больше генов, чем в результате манипуляций с травматическим повреждением мозга. Стресс - очень мощный фактор, и мы не должны недооценивать влияние стресса в раннем возрасте на развивающийся мозг. Я думаю, что этот вопрос часто игнорируется, но это невероятно важная тема для здравоохранения", - говорит Ленц.
Исследователи ежедневно в течение 14 дней временно разлучали новорожденных крысят с матерями, чтобы вызвать у них стресс, имитирующий последствия неблагоприятного детского опыта, включающего различные потенциально травмирующие события. На 15-й день, когда крысы по уровню развития сравнялись с малышами, крысятам, подвергшимся стрессу, и крысятам, не подвергшимся стрессу, под наркозом наносили травму головы, похожую на сотрясение мозга, или не наносили травму головы. То есть три условия: только стресс, только травма головы и стресс в сочетании с травмой головы, - сравнивались с крысами, не подвергавшимися стрессу.
Первый автор исследования Микаэла Брич, аспирантка лаборатории Ленц, изучила изменения экспрессии генов в гиппокампе мозга животных на более поздних этапах подросткового периода с помощью одноядерного секвенирования РНК.
Стресс сам по себе и стресс в сочетании с травматическим повреждением мозга (ТПМ) дали несколько примечательных результатов. В обоих случаях активировались пути в возбуждающих и тормозных нейронах, связанные с пластичностью, т.е. способностью мозга адаптироваться к различного рода изменениям - в основном для повышения гибкости, но иногда, когда изменения носят дезадаптивный характер, приводят к негативным последствиям.
"Это может свидетельствовать о том, что мозг открыт для нового периода уязвимости или активно изменяется в этот период, когда он может программировать последующие жизненные дефициты", - сказала Брич.
Оба состояния также влияли на сигналы, связанные с окситоцином - гормоном, связанным с материнским поведением и социальной связью. Стресс сам по себе и в сочетании с ТПМ активировал этот окситоциновый путь, а травма мозга сама по себе его подавляла.
"Как стресс, так и травма мозга связаны с аномальным социальным поведением, но мы обнаружили различные эффекты в отношении окситоциновой сигнализации. Это свидетельствует о том, что влияние стресса может модулировать изменения в мозге, вызванные травмой мозга". Окситоцин участвует в реакции на стресс и восстановлении, так что это может означать, что он может стать интересным модулятором, который мы будем изучать в будущем".
В поведенческих тестах на крысах, достигших зрелого возраста, только животные, пережившие стресс в раннем возрасте, были склонны чаще выходить на открытое пространство - место, которое обычно заставляет грызунов чувствовать себя уязвимыми для хищников.
"В целом это говорит о том, что в дальнейшем они могут больше рисковать, что согласуется с данными о том, что стресс в раннем возрасте может повышать риск развития некоторых заболеваний, таких как СДВГ, для которого характерно рискованное поведение или расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ", - сказала Брич.
По словам Ленц, данные о поведении, указывающие на пагубное влияние стресса в раннем возрасте, являются еще одним доказательством необходимости устранения неблагоприятного детского опыта.
"Такие вещи, как социальная поддержка, могут смягчить последствия стресса, полученного в раннем детстве, - это было показано на животных моделях и на людях", - сказала она. "Я не думаю, что можно переоценить, насколько разрушительными могут быть стрессовые факторы в раннем возрасте, если с ними не бороться".
Университет штата Огайо, Пер.: PSYCHOL-OK.RU