Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Младенцы в возрасте четырех месяцев демонстрируют признаки самосознания

Младенцы в возрасте четырех месяцев способны понимать, как их тело взаимодействует с окружающим пространством, говорится в новом исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Специалисты из Бирмингемской лаборатории BabyLab показывали младенцам на экране шарик, который двигался к ним или от них. Когда мяч оказывался ближе всего к ним на экране, младенцы получали "прикосновение" (небольшую вибрацию) к своим рукам, в то время как их мозговая активность измерялась. Сбор данных для исследования проводился в Голдсмитсе (Лондонский университет).

Исследователи обнаружили, что уже с четырехмесячного возраста младенцы проявляют повышенную соматосенсорную (тактильную) активность мозга, когда прикосновению предшествует движение объекта в их сторону.

Доктор Джулия Ориоли, научный сотрудник отдела психологии Бирмингемского университета, руководившая исследованием, сказала: "Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что уже в первые месяцы жизни, еще до того, как младенцы научились дотягиваться до предметов, в мультисенсорном мозге заложена связь между тем, что младенцы видят, и тем, что они чувствуют. Это означает, что они могут ощущать пространство вокруг себя и понимать, как их тела взаимодействуют с этим пространством. Иногда это называют периперсональным пространством.

Конечно, люди, будучи взрослыми, делают это постоянно, используя совокупность своих органов чувств для восприятия своего местоположения в пространстве и прогнозирования того, коснемся мы того или иного предмета или нет. Но теперь, когда мы знаем, что младенцы на ранних стадиях своего развития начинают проявлять подобные признаки, возникает вопрос о том, насколько эти способности приобретены или врожденны".

Ученые также изучили, как неожиданное "прикосновение" повлияет на более старших детей, участвовавших в исследовании. Было обнаружено, что у младенцев в возрасте восьми месяцев, когда прикосновение к руке предшествовало движению шарика на экране в сторону, мозговая активность младенцев свидетельствовала о том, что они были удивлены.

Эндрю Бремнер, профессор психологии развития, сказал: "То, что старшие дети демонстрировали реакцию удивления, говорит о том, что они не ожидали прикосновения из-за визуального направления, в котором двигался объект. Это указывает на то, что по мере того, как дети проходят первый год жизни, их мозг формирует более сложное представление о том, как их тело существует в окружающем пространстве".

В дальнейшем ученые надеются продолжить это исследование с более молодыми и более взрослыми участниками. Исследования с участием взрослых могут пролить свет на те виды мозговой активности, которые развиваются у младенцев. Они также надеются, что смогут увидеть, есть ли ранние признаки этих "мультисенсорных" способностей у новорожденных.

В заключение доктор Ориоли сказала: "Работать с новорожденными очень сложно, поскольку они проводят большую часть времени во сне и во время еды, но мы начинаем добиваться определенных успехов в работе с этой возрастной группой, и будет очень интересно посмотреть, есть ли у младенцев в возрасте всего нескольких дней основы ощущения своего тела в пространстве. Если это так, то, возможно, мы смотрим на истоки человеческого сознания".

Университет Бирмингема, Пер.:

Раскрытие предпринимательского потенциала: новые перспективы когнитивной гибкости

Новаторское исследование подчеркивает важность сочетания нейронаук с традиционными исследованиями в области предпринимательства, чтобы получить полное представление о том, что отличает успешных предпринимателей на неврологическом уровне.


Нежность к ребенку может препятствовать материнской депрессии

Бедность, отсутствие образования, подверженность насилию, бесспорно, значительно влияют на жизненные ориентиры ребенка. Но, когда плод еще развивается, потенциально депрессивные реакции матери уже могут воздействовать на него.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация