Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Дети, которые считают, что их родители менее надежны, идут на меньший риск, необходимый для обучения и роста

Пробовать что-то новое - это риск, на который идет каждый ребенок, исследуя и познавая мир. Хотя риск может быть дорогостоящим, он также может окупиться вознаграждением или знаниями. Однако новое исследование показывает, что дети, не имеющие предсказуемой поддержки со стороны взрослых, менее охотно идут на этот риск и получают за это вознаграждение.

"Если вы находитесь в среде, богатой ресурсами, - для ребенка это означает, что вы в безопасности, что вам приносят еду, что дома кто-то есть, что вас окружают взрослые, которые вас защищают, - вы будете пробовать новые вещи. Именно так вы открываете для себя мир и познаете его", - говорит Сет Поллак, профессор психологии Университета Висконсин-Мэдисон, изучающий проблемы детства.

Но не каждое познание будет полезным, и, согласно новому исследованию, которое Поллак и его соавторы опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences, дети, которые не верят в то, что их поддерживают надежные родители, менее готовы рисковать неизвестным.

"То, что скрывается за углом, может оказаться золотым, но вы также можете попасть в неприятную ситуацию", - говорит Поллак. "Вы можете заказать плохое блюдо или прикоснуться к чему-то, что причинит вам боль. Вы можете оказаться в плохих отношениях или с пустым кошельком. Поэтому чтобы быть уверенным в себе и попробовать что-то новое, вы должны чувствовать, что вас поддерживают и вы в относительной безопасности - как будто вы можете позволить себе сделать неудачный выбор".

Ученые изучили решения, которые принимали более 150 детей в возрасте от 10 до 13 лет, играя в игры, разработанные К. Шоном Грином, профессором психологии Университета Западного Массачусетса. В играх детям предлагалось немного рискнуть и исследовать потенциальную выгоду.

Одна из игр, созданная по образцу пары игровых автоматов в казино, предоставляла игрокам историю выплат только на одном из автоматов - информацию, которая помогала понять, какой выигрыш они ожидают, если будут продолжать дергать за ручку этого автомата. История другого автомата была загадкой, и вложение денег в него было связано с большим риском, но и с потенциально большим доходом.

В другой игре, в которой дети собирали яблоки в виртуальных садах, доходность уменьшалась по мере того, как игроки продолжали собирать яблоки с отдельного дерева. При ограниченном времени будут ли игроки переходить к новым деревьям с неизвестными наградами? Или они остановятся на дереве, которое знают лучше всего?

Дети и их родители также приняли участие в ряде опросов и оценок. Исследователи оценивали стресс, испытываемый детьми, и предсказуемость их жизни - на основе таких факторов, как потеря работы родителями, развод, смерть или болезнь в семье, смена школы и дома, а также мнение самих детей о том, были ли их родители надежными и предсказуемыми.

Юйань Сюй, аспирант Университета Западного Массачусетса и первый автор исследования, попросила детей ответить на вопросы о том, как они переживают свои отношения, например: Когда мои родители говорят, что заберут меня, могу ли я рассчитывать на то, что они приедут? Когда мои родители дают обещание, выполняют ли они его? Знаю ли я, как мои родители отреагируют на различные ситуации?

Чем менее надежными и предсказуемыми казались детям их родители, тем менее склонны они были идти на исследовательский риск в играх, в которые играли.

Они реже давали шанс загадочному игровому автомату или решали перейти к другой яблоне.

"Дети из более стабильных семей играют и экспериментируют в наших играх. Они используют это, чтобы понять, как все работает, и, возможно, заработать больше денег или очков", - говорит Поллак. "Дети из нестабильной среды просто не играют таким образом. Они остаются в более узком диапазоне возможностей. Они предпочитают придерживаться того, что им уже известно, даже если это ограничено, а не рисковать, чтобы получить более высокую награду".

Исследователи обнаружили, что эти самоограничения риска не были связаны с более объективными показателями стресса и непредсказуемости в жизни детей или даже с родительскими отчетами, которые не всегда совпадали с восприятием их детьми своих отношений. Не было выявлено корреляции между отсутствием рискованных действий и уровнем тревожности или неврозов, а также с отношением детей к остальному миру за пределами их семьи. Если они считали своих родителей ненадежными и непредсказуемыми, они были менее готовы к исследованиям.

"Я думаю, что в этом есть смысл", - говорит Поллак. "Их мозг делает именно то, что мы хотим, чтобы делал наш мозг, верно? Если вы действительно чувствуете, что вещи непредсказуемы и вы не знаете, как все сложится, вы будете придерживаться того, что работает и что вам знакомо. Вы не стали бы тратить свои ресурсы на то, что может развалиться".

Исследователи провели эксперимент сначала с группой из почти 80 детей, а затем повторили его со второй группой из еще более 80 человек, чтобы подтвердить свои результаты.

"Самое интересное здесь то, что, по-видимому, существует способ, с помощью которого наш опыт раннего детства калибрует то, как мы принимаем эти решения спустя годы и в самых разных ситуациях", - говорит Сюй.

Открытость к исследованиям - не единственный важный аспект детства, которому способствует стабильность. Развитие речи, качество сна, регуляция стресса и другие темы исследований детского развития были связаны с предсказуемостью в жизни детей. Поллак планирует глубже изучить взаимосвязь между предсказуемостью и исследованием, чтобы понять, как можно устранить разрывы.

"Что мы можем сделать для детей, которые считают свою историю межличностных отношений нестабильной?" - говорит он. "Возможно, мы не сможем изменить отношения к тому моменту, когда поймем, что они непредсказуемы. Но можем ли мы изменить то, как дети думают о них, как они действуют в них? Если это будет гибко, возможно, мы сможем настроить этих детей на преимущества и вознаграждения, связанные с исследованием, чтобы способствовать их обучению".

Университет Висконсин-Мэдисон, Пер.:

Хотите повысить жизнестойкость детей? Учите их творчеству

Если научить учащихся начальной школы творчески подходить к решению проблем, то можно повысить их устойчивость перед лицом реальных жизненных проблем, утверждает новое исследование.


Приводят ли жестокие видеоигры к снижению эмпатии?

Неврологи выяснили, приводят ли жестокие видеоигры к снижению уровня человеческой эмпатии. Выяснилось, что жестокая видеоигра не оказала заметного влияния на эмпатию и лежащую в ее основе мозговую активность.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация