Согласно опубликованным данным исследователей из Медицинского колледжа Дрекселя, младенцы и дети ясельного возраста, подвергающиеся просмотру телевизора или видео, могут чаще демонстрировать нетипичное сенсорное поведение, например, отстраненность и незаинтересованность в деятельности, поиск более интенсивной стимуляции в окружающей среде или подавленность такими ощущениями, как громкие звуки или яркий свет.
По словам исследователей, у детей, которые ко второму дню рождения стали чаще смотреть телевизор, к 33 месяцам чаще развивались нетипичные формы сенсорного поведения, такие как "поиск ощущений" и "избегание ощущений", а также "низкая регистрация" - снижение чувствительности или замедление реакции на раздражители, например, на то, что их зовут по имени.
Навыки сенсорной обработки отражают способность организма эффективно и адекватно реагировать на информацию и стимулы, получаемые его сенсорными системами, например, на то, что малыш слышит, видит, осязает и пробует на вкус.
Команда взяла данные за 2011-2014 годы о просмотре телевизора или DVD младенцами и детьми ясельного возраста в 12-18 и 24 месяца из Национального исследования детей, в котором приняли участие 1471 ребенок (50% мужского пола) по всей стране.
Результаты сенсорной обработки оценивались в 33 месяца с помощью опросника "Сенсорный профиль младенца/подростка" (ITSP), заполняемого родителями/воспитателями и предназначенного для получения информации о том, как дети обрабатывают то, что видят, слышат, обоняют и т. д.
Подшкалы ITSP исследуют модели низкой чувствительности детей к ощущениям, такие как чрезмерное прикосновение к объектам или их обоняние; сенсорную чувствительность, такую как чрезмерное расстройство или раздражение от света и шума; и избегание ощущений - активные попытки контролировать свое окружение, чтобы избежать таких вещей, как чистка зубов. Дети распределяются на "типичные", "высокие" и "низкие" группы в зависимости от того, как часто они демонстрируют различные виды поведения, связанные с ощущениями. Баллы считались "типичными", если они находились в пределах одного стандартного отклонения от среднего значения нормы ITSP.
Измерение воздействия экрана в 12 месяцев основывалось на ответах воспитателей на вопрос: "Смотрит ли ваш ребенок телевизор и/или DVD? (да/нет)", а в 18- и 24-месячном возрасте - на основании вопросов: "За последние 30 дней, в среднем, сколько часов в день ваш ребенок смотрел телевизор и/или DVD?".
Результаты исследования показывают:
- В 12 месяцев любое воздействие экрана по сравнению с отсутствием просмотра экрана было связано с 105% большей вероятностью проявления "высокого" сенсорного поведения вместо "типичного" сенсорного поведения, связанного с низкой регистрацией в 33 месяца.
- В 18 месяцев каждый дополнительный час ежедневного экранного времени был связан с 23%-ным увеличением вероятности проявления "высокого" сенсорного поведения, связанного с более поздним избеганием ощущений и низкой регистрацией.
- В 24 месяца каждый дополнительный час ежедневного экранного времени был связан с 20%-ным увеличением вероятности проявления "высокого" стремления к ощущениям, сенсорной чувствительности и избегания ощущений в 33 месяца.
Исследователи учитывали возраст, то, родился ли ребенок недоношенным, образование воспитателя, расовую/этническую принадлежность и другие факторы, например, как часто ребенок играет или гуляет с воспитателем.
"Эта связь может иметь важные последствия для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и аутизма, поскольку атипичная сенсорная обработка гораздо более распространена в этих группах населения", - говорит ведущий автор исследования Карен Хеффлер, доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии в медицинском колледже Дрекселя. "Повторяющееся поведение, подобное тому, что наблюдается при расстройстве аутистического спектра, сильно коррелирует с атипичной сенсорной обработкой. Будущая работа может определить, может ли экранное время в раннем возрасте способствовать развитию сенсорной гиперсвязанности мозга, наблюдаемой при расстройствах аутистического спектра, например, повышенной реакции мозга на сенсорную стимуляцию".
Атипичная сенсорная обработка у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и СДВГ проявляется в целом ряде пагубных форм поведения. У детей с аутизмом повышенная чувствительность к ощущениям или избегание ощущений, повышенная сенсорная чувствительность и низкая регистрация связаны с раздражительностью, гиперактивностью, проблемами с питанием и сном, а также с социальными проблемами. У детей с СДВГ нетипичная сенсорная обработка связана с проблемами с исполнительной функцией, тревожностью и снижением качества жизни.
"Учитывая связь между большим количеством экранного времени и растущим списком проблем в развитии и поведении, малышам с такими симптомами, возможно, будет полезно пройти период сокращения экранного времени вместе с практикой сенсорной обработки, проводимой эрготерапевтами", - говорит Хеффлер.
Американская академия педиатрии (AAP) не рекомендует использовать экранное время для детей младше 18-24 месяцев. AAP считает, что видеочаты в прямом эфире допустимы, поскольку взаимодействие может принести пользу. AAP рекомендует ограничить время использования цифровых медиа для детей от 2 до 5 лет, как правило, не более чем на 1 час в день.
"Подготовка и обучение родителей - ключевой фактор, позволяющий свести к минимуму или, как мы надеемся, даже избежать экранного времени у детей младше двух лет", - говорит старший автор исследования Дэвид Беннетт, PhD, профессор психиатрии в медицинском колледже Дрекселя.
Несмотря на эти данные, многие малыши все чаще смотрят на экраны. По состоянию на 2014 год дети в возрасте до 2 лет в США в среднем проводили за экранами 3 часа 3 минуты в день, по сравнению с 1 часом 19 минутами в день в 1997 году, говорится в исследовательском письме 2019 года в журнале JAMA Pediatrics. По данным исследования, опубликованного в июле 2015 года в журнале Journal of Nutrition and Behavior, некоторые родители называют в качестве причины экранного времени переутомление и невозможность найти доступные альтернативы.
Хотя в данной работе рассматривался только просмотр телевизора или DVD, а не просмотр медиа на смартфонах или планшетах, она предоставляет одни из самых ранних данных, связывающих воздействие цифровых медиа в раннем возрасте с атипичной сенсорной обработкой впоследствии, при различных видах поведения. Авторы отметили, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять механизмы, которые определяют связь между временем, проведенным на экране в раннем возрасте, и атипичной сенсорной обработкой.
Дрексельский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU