Понимание того, почему мы переедаем вредную пищу, долгое время оставалось загадкой. Хотя мы знаем, что еда оказывает сильное влияние на наш выбор, точная схема работы нашего мозга остается неясной. Блуждающий нерв посылает из кишечника в мозг внутреннюю сенсорную информацию о питательной ценности пищи. Но молекулярная основа вознаграждения в мозге, связанного с тем, что мы едим, была не до конца понятна.
Новое исследование, опубликованное в журнале Cell Metabolism группой специалистов из Центра химических чувств Монелла, раскрывает внутреннюю нейронную систему, выявляя отдельные пути тяги к жирам и сахару, а также приводит к удивительному результату: сочетание этих путей чрезмерно провоцирует наше желание съесть больше, чем обычно.
"Еда - это главный природный стимулятор. Но почему жиры и сахара особенно привлекательны, остается загадкой. Теперь мы определили, что ключевым фактором являются нервные клетки в кишечнике, а не вкусовые клетки во рту. Мы обнаружили, что жиры и сахара задействуют различные пути между кишечником и мозгом, что объясняет, почему пончик может быть таким неотразимым", - говорит ученый из Монелла Гийом де Лартиг, PhD, ведущий автор исследования. В конечном итоге это исследование дает представление о том, что контролирует "мотивированное" пищевое поведение, предполагая, что подсознательное внутреннее желание потреблять пищу с высоким содержанием жиров и сахара может противодействовать усилиям по соблюдению диеты.
Команда использовала передовые технологии для прямого манипулирования нейронами жировой или сахарной системы блуждающего нерва и продемонстрировала, что оба типа нейронов вызывают выброс дофамина в центре вознаграждения мозга у мышей. Они обнаружили два специализированных пути блуждающего нерва: один для жиров, другой для сахаров. Эти цепи, берущие начало в кишечнике, передают в мозг информацию о том, что мы съели, создавая предпосылки для возникновения тяги к еде.
Чтобы определить, как жиры и сахара влияют на мозг, команда стимулировала блуждающие нервы кишечника с помощью света. Это, в свою очередь, побудило мышей к активному поиску стимулов, в данном случае пищи, которые задействовали эти цепи. Результаты показали, что сахар и жир воспринимаются отдельными нейронами блуждающего нерва и задействуют параллельные, но разные цепи вознаграждения для управления подкреплением, специфичным для питательных веществ.
Но на этом история не заканчивается. Команда также обнаружила, что одновременная активация жировых и сахарных цепей создает мощный синергетический эффект. "Это похоже на двойной удар по системе вознаграждения мозга. Даже если общее количество калорий, потребляемых с сахаром и жирами, остается одинаковым, сочетание жиров и сахаров приводит к значительно большему выбросу дофамина и, в конечном итоге, к перееданию у мышей", - говорит де Лартиг.
Это открытие проливает свет на то, почему диета может быть такой сложной. Возможно, человеческий мозг тонко запрограммирован на поиск сочетаний с высоким содержанием жиров и сахара, независимо от сознательных усилий по сопротивлению. "Общение между нашим кишечником и мозгом происходит ниже уровня сознания", - говорит де Лартиг. "Мы можем испытывать тягу к таким продуктам, даже не осознавая этого".
По прогнозам команды, это направление исследований дает надежду на будущее развитие стратегий и методов борьбы с ожирением. Нацеливание и регулирование цепей вознаграждения между кишечником и мозгом может предложить новый подход к борьбе с нездоровыми привычками питания. "Понимание схемы нашей врожденной мотивации к потреблению жиров и сахаров - это первый шаг к ее перестройке. Это исследование открывает захватывающие возможности для персонализированных вмешательств, которые могут помочь людям сделать более здоровый выбор, даже когда они сталкиваются с соблазнительными лакомствами", - говорит де Лартиг.
Центр химических чувств Монелла, Пер.: PSYCHOL-OK.RU