Языковые навыки являются сильным предиктором академических, социально-эмоциональных и поведенческих результатов, когда дети поступают в школу. В дошкольном возрасте дети учат язык, общаясь с другими людьми, особенно с родителями. Совместное чтение книг - популярный способ, с помощью которого родители вовлекают детей в беседу. Однако не всем родителям нравится читать книги, и не всем детям нравится, когда им читают книги.
Новое исследование "родительских разговоров", проведенное Атлантическим университетом Флориды в сотрудничестве с Орхусским университетом в Дании, предлагает альтернативу. Чтобы повысить качество речевого опыта и навыков дошкольника, попробуйте вспоминать вместе с ним.
Чтобы определить эффект от поощрения родителей к воспоминаниям со своими детьми, исследователи изучили свойства разговоров между датскими родителями и их детьми в возрасте от 3 до 5 лет, когда они занимались тремя различными видами деятельности. Родителей и детей попросили поделиться книжкой с картинками без слов (совместное чтение), вспомнить о прошлых событиях и построить из кирпичиков LEGO.
На основе расшифровки разговоров между родителями и детьми во время этих трех видов деятельности исследователи измерили свойства родительской речи, которые, как было установлено, связаны с развитием языка у детей. Они также измеряли, как много дети говорят, так как было установлено, что детская речь также является положительным предиктором их языкового развития.
Результаты исследования, опубликованные в Journal of Applied Developmental Psychology, показывают, что воспоминания очень хорошо вызывают качественную речь родителей и во многом так же хороши, как и совместное чтение книг. Совместное чтение книг и воспоминания оказались выше, чем игра в игрушки, по трем показателям качества интеракции: реже использовались директивы, чаще использовались вопросы "что/кто/где" и чаще использовались вопросы "почему/как".
Только воспоминания, но не совместное чтение книг, отличались от игры в игрушки тем, что родительская речь была более сложной в грамматическом отношении и чаще расширяла высказывания ребенка. И воспоминания, и совместное чтение книг увеличили лексическое богатство родительской речи по сравнению с игрой в игрушки.
"Результаты нашего исследования должны подкрепить аргументы, которые были сделаны в пользу реминисценции как основы для культурно-чувствительного вмешательства с целью повышения качества языкового опыта детей", - сказала Эрика Хофф, Ph.D., старший автор и профессор факультета психологии Научного колледжа ФАУ имени Чарльза Э. Шмидта. "Речь во время воспоминаний характеризуется более длинными и сложными предложениями, чем во многих других ситуациях, и особенно подробные воспоминания, в которых взрослый поддерживает и поощряет речь ребенка, что, как было установлено, благоприятствуют развитию языка у детей. Также утверждается, что воспоминания являются более распространенной естественной практикой в разных культурах и с разным социально-экономическим статусом, чем чтение книг".
Интересно, что исследователи не обнаружили никаких различий между матерями и отцами. До сих пор литература, посвященная различиям между разговорами отцов и матерей со своими детьми, была немногочисленной, с неоднозначными результатами и в значительной степени опиралась на выборки из США. Датская выборка дала возможность изучить различия между матерями и отцами в месте, где родительские роли менее гендерно типизированы, чем в других странах.
Хотя результаты исследования предоставляют новые доказательства того, что воспоминания - это деятельность, которая вызывает использование родителями богатого языка, исследователи предупреждают, что это не уменьшает различий в качестве родительской речи, связанных с уровнем образования родителей. Более образованные родители чаще обозначали предметы и события, их речь была грамматически более сложной, и они чаще повторяли и расширяли предыдущие высказывания своих детей.
"Воспоминания - это хорошо, но это не волшебное средство, которое устранит социальные и образовательные пробелы. Прикладная мотивация нашего исследования - найти способы, которые позволят сократить разрыв в языковом опыте детей из более благополучных и менее благополучных семей", - говорит Хофф. "Конечно, хорошо находить занятия, которые обогащают языковой опыт всех детей, и все дети получат пользу от такого опыта. Однако нельзя ожидать, что такие занятия устранят все различия в опыте детей".
Даже если различия в использовании языка, связанные с родительским образованием, не устранены, важным выводом этого исследования является то, что наибольшее влияние на качество родительского общения с детьми оказывает деятельность, которой занимаются родители и дети.
"Я бы посоветовала родителям не просто проводить время с детьми. Важно и то, что вы делаете, когда проводите с ними время. Хорошо бы выделить время на то, чтобы просто поговорить. Если вам нравится читать книги, читайте книги, если вы предпочитаете говорить о планах на будущее или о прошлом, делайте это. Найдите время для бесед со своими детьми", - говорит Хофф.
Атлантический университет Флориды, Пер.: PSYCHOL-OK.RU