Эффективная, приятная продуктивность - это состояние сознания, которое ценят и к которому стремятся люди, занятые в бизнесе, искусстве, научных исследованиях, образовании и все те, кто хочет создавать поток творческих идей и продуктов. Это и есть поток. Новое нейровизуализационное исследование, проведенное Лабораторией исследований креативности Университета Дрекселя, показывает, как мозг достигает состояния творческого потока.
В ходе исследования была выявлена активность мозга, связанная с потоком, во время выполнения творческой задачи, - джазовой импровизации. Результаты показали, что состояние творческого потока включает в себя два ключевых фактора: большой опыт, который приводит к формированию сети областей мозга, специализированных для генерации идей желаемого типа, и отказ от контроля - "отпускание" - что позволяет этой сети работать практически без сознательного контроля.
Под руководством Джона Куниоса, PhD, профессора Колледжа искусств и наук и директора Лаборатории исследований творчества, и Дэвида Розена, PhD, недавнего выпускника Колледжа и постдока Университета Джонса Хопкинса, команда пришла к выводу, что творческий поток может быть достигнут путем обучения людей освобождению от контроля, когда они накопят достаточно опыта в определенной области.
"Поток впервые был определен и изучен ученым-первопроходцем в области психологии Михаем Чиксентмихайи. Он определил его как "состояние, в котором люди настолько вовлечены в деятельность, что все остальное кажется неважным; опыт настолько приятен, что люди будут продолжать делать это даже с большими затратами, просто ради того, чтобы делать это", - говорит Куниос.
Он отметил, что, несмотря на то, что поток уже давно является предметом всеобщего внимания, а также фокусом сотен поведенческих исследований, единого мнения о том, что же такое поток, до сих пор нет. В новом исследовании ученые определились между различными теориями о том, как поток участвует в создании творческих идей.
Является ли поток состоянием гиперфокуса?
Согласно одной из точек зрения, поток может быть состоянием высокой концентрации или гиперфокуса, который отсекает посторонние мысли и другие отвлекающие факторы, позволяя добиться высоких результатов при выполнении задачи. Связанная с этим теория, основанная на последних исследованиях в области нейронауки творчества, гласит, что поток возникает, когда "сеть режима по умолчанию" - совокупность областей мозга, которые работают вместе, когда человек мечтает или размышляет, - генерирует идеи под контролем "сети исполнительного контроля" в лобных долях мозга, которая направляет типы идей, генерируемых сетью режима по умолчанию. Куниос сравнил это с аналогией, когда человек "контролирует" телевизор, выбирая фильм, который он транслирует.
Поток - это мастерство плюс умение отпускать
Альтернативная теория творческого потока заключается в том, что в результате многолетней интенсивной практики мозг развивает специализированную сеть или схему для автоматического создания определенного типа идей, в данном случае музыкальных, без особых сознательных усилий. Согласно этой теории, сеть исполнительного контроля ослабляет свой контроль, чтобы музыкант мог "отпустить" и позволить этой специализированной цепи работать на "автопилоте" без помех. По словам команды исследователей, ключевым моментом в этой концепции является идея о том, что люди, не имеющие большого опыта в выполнении задачи или испытывающие трудности с ослаблением контроля, с меньшей вероятностью испытают глубокий творческий поток.
Исследователи проверили эти конкурирующие теории творческого потока, записав электроэнцефалограммы высокой плотности (ЭЭГ) 32 джазовых гитаристов, одни из которых были очень опытными, а другие - менее опытными. Каждый музыкант импровизировал под шесть джазовых лидов (песен) с запрограммированным аккомпанементом ударных, баса и фортепиано и оценивал интенсивность своего ощущения потока для каждой импровизации. Полученные в результате 192 записанные джазовые импровизации, или "дубли", были затем воспроизведены для четырех джазовых экспертов, чтобы они могли оценить каждую из них по креативности и другим качествам. Затем исследователи проанализировали электроэнцефалограмму, чтобы определить, какие зоны мозга связаны с высоким уровнем потока (по сравнению с низким уровнем).
Музыканты с высоким уровнем опыта испытывали поток чаще и интенсивнее, чем музыканты с низким уровнем опыта. Это говорит о том, что опыт способствует возникновению потока. Однако опыт - не единственный фактор, способствующий творческому потоку.
ЭЭГ показала, что состояние потока связано с повышенной активностью слуховых и осязательных зон левого полушария, которые участвуют в восприятии и воспроизведении музыки. Важно отметить, что высокий уровень потока также был связан со снижением активности в верхней лобной извилине мозга, области исполнительного контроля. Это согласуется с идеей о том, что творческий поток связан со снижением сознательного контроля, то есть с "отпусканием". Этот ранее предполагаемый феномен был назван "переходной гипофронтальностью".
У музыкантов с высоким уровнем опыта поток был связан с большей активностью в слуховых и зрительных областях. Однако они также показали сниженную активность в частях сети режима по умолчанию, что позволяет предположить, что сеть режима по умолчанию не вносит значительного вклада в генерацию идей, связанных с потоком, у этих музыкантов.
Напротив, у музыкантов с низким уровнем опыта активность мозга, связанная с потоком, была незначительной.
"Практическое значение этих результатов заключается в том, что продуктивное состояние потока может быть достигнуто с помощью практики, направленной на накопление опыта в конкретном творческом процессе, в сочетании с обучением прекращению сознательного контроля при достижении достаточного опыта. Это может стать основой для новых методик обучения людей творческим идеям", - говорит Куниос.
"Если вы хотите быть способным к беглому потоку идей, то продолжайте работать над музыкальными гаммами, задачами по физике или чем-либо еще, чем вы хотите заниматься творчески - компьютерным кодированием, написанием художественной литературы - называйте это как хотите. Но затем попробуйте отпустить ситуацию. Как говорил великий джазмен Чарли Паркер, "Вы должны выучить свой инструмент". Затем вы практикуете, практикуете, практикуете. А потом, когда вы наконец выйдете на эстраду, забудьте обо всем этом и просто войте".
Дрексельский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU