Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Первое узнавание себя в зеркале происходит под влиянием прикосновения

Большинство детей начинают узнавать себя в зеркалах, когда им исполняется полтора года. Такое самоосознание является важным этапом развития, и теперь ученые из Техасского университета в Остине обнаружили ключевой фактор, способствующий этому: опыт прикосновений.

Согласно результатам нового исследования, у младенцев, которым предлагали прикоснуться к собственному лицу, самоосознание развивалось раньше, чем у тех, кто этого не делал. Исследование было опубликовано в журнале Current Biology.

"Это говорит о том, что младенцы, вытягивающие носочки или постукивающие пальцами, не просто играют. Они развивают самосознание посредством самостоятельной деятельности. Я думаю, что эта работа демонстрирует возможный механизм развития самопознания на основе активного опыта, который естественным образом генерируют человеческие младенцы", - говорит Джеффри Локман, профессор кафедры развития человека и семейных наук в UT и старший автор статьи.

Исследователи начали с того, что поместили небольшие вибрирующие диски на лоб и щеки малышей, когда им было около 14 месяцев, то есть раньше обычного возраста, в котором происходит самопознание. В ответ на вибрацию дети тянулись вверх и прикасались к диску. Затем исследователи поворачивали детей лицом к зеркалу и наблюдали за тем, как они тянутся вверх, чтобы дотронуться до дисков.

Затем исследователи предложили детям выполнить стандартный тест на распознавание себя в зеркале, в ходе которого на лицо каждого ребенка наносился небольшой след краски или макияжа. Если ребенок, глядя в зеркало, дотрагивался до метки на своем лице или произносил такие слова, как свое имя или "я", он демонстрировал самоосознание.

Исследователи также наблюдали за контрольной группой детей, которые подвергались лабораторному опыту с зеркалами, но не с вибрирующими дисками. Обе группы были сопоставимы в начале исследования и наблюдались ежемесячно до тех пор, пока не узнавали себя или не достигали 21 месяца.

Дети, которые чаще прикасались к своему лицу, узнавали себя в зеркале в среднем на два месяца раньше, чем дети, которые обычно впервые начинают узнавать себя в зеркале.

Исследование ставит под сомнение давнее предположение о том, что самоосознание в раннем детстве каким-то образом жестко запрограммировано. Долгое время ученые считали, что раннее узнавание себя в зеркале - это встроенная функция мозга человека и наших ближайших родственников-приматов, не связанная с сенсорным или двигательным опытом.

По словам исследователей, полученные результаты могут иметь значение для вмешательства в жизнь детей с задержкой моторного развития.

"Мероприятия для младенцев, имеющих проблемы с моторикой, обычно направлены на то, чтобы дотянуться до объектов внешнего мира и манипулировать ими. Эти результаты свидетельствуют о том, что дотянуться до тела может быть не менее важно и что изучение тела - это путь к самопознанию", - говорит Локман.

Техасский университет в Остине, Пер.:

Длительное пребывание малыша за экраном связано с задержкой развития

Сколько времени ребенок должен проводить за экраном? Этот вопрос волнует многих родителей. Недавно проведенное когортное исследование показало, что количество экранного времени, проводимого годовалыми детьми, связано с задержкой развития.


У подростков с расстройством поведения наблюдаются значительные изменения в структуре мозга

Нейровизуализационное исследование расстройства поведения выявило изменения в структуре мозга у молодых людей с этим расстройством. Большим отличием оказалась уменьшенная область внешнего слоя мозга, которая имеет значение для многих аспектов поведения.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация