На обоняние сильно влияют сигналы других органов чувств, в то время как на зрение и слух они влияют в гораздо меньшей степени, показало новое исследование, опубликованное в Journal of Neuroscience.
Согласно популярной теории мозга, его основная функция - предсказывать, что произойдет дальше, поэтому он реагирует в основном на неожиданные события. Большинство исследований на эту тему, называемых предиктивным кодированием, сосредоточены только на том, что мы видим, но никто не знает, работают ли различные органы чувств, такие как обоняние, таким же образом.
Чтобы выяснить, как запах связан с тем, как мы обрабатываем различные сенсорные впечатления, ученые провели исследование, включающее три эксперимента: два поведенческих и один эксперимент с использованием метода фМРТ в Центре визуализации мозга Стокгольмского университета (SUBIC).
"Главный вывод заключается в том, что обоняние гораздо больше зависит от предсказаний, чем зрение. Это интересно, потому что многие люди считают обоняние примитивным и реактивным, в то время как наше исследование показывает, что на самом деле оно довольно сложное и проактивное", - говорит Стивен Пьерчайло, аспирант факультета психологии и главный автор исследования, являющемся частью его докторской диссертации.
Исследование показывает, насколько важно для наших различных органов чувств уметь правильно использовать подсказки при классификации различных сенсорных впечатлений.
"Все мы сталкивались с тем, как реагируем на неожиданный запах, например, когда входим в чью-то квартиру и сталкиваемся с новым запахом. Наше исследование показывает, что на обоняние сильно влияют сигналы других органов чувств, в то время как на зрение и слух они влияют в гораздо меньшей степени", - говорит Йонас Олофссон, профессор факультета психологии и соавтор исследования.
Ученые также показали, что когда мозг пытается идентифицировать запахи, которых он не ожидал, активируются как обонятельный, так и зрительный мозг, несмотря на отсутствие визуальных подсказок в задаче.
"Таким образом, обонятельный мозг имеет совершенно уникальный способ обработки запахов, и он связан с тем, ожидаются эти запахи или нет. Обоняние предупреждает нас о запахах, которых мы не ожидали, и задействует зрительный мозг, возможно, для того, чтобы увидеть, что именно пахнет. Это умная функция, потому что мы, люди, очень плохо распознаем запахи, если не получаем подсказок".
В ходе экспериментов участники слушали звуковые сигналы, такие как "лимон", а затем получали изображение или запах, и быстро решали, соответствует ли это сигналу, например, изображению лимона или запаху, или не соответствует, например, изображению или запаху розы.
"Мы заметили, что в целом ожидаемые картинки и запахи приводили к более быстрому принятию решений, что хорошо согласуется с теорией предиктивного кодирования. Мы использовали разницу в скорости реакции, чтобы сравнить органы чувств друг с другом - большая задержка для неожиданных стимулов означает, что орган чувств больше полагается на предсказания. Человеческое обоняние - это не реактивное, а проактивное чувство. Оно использует уникальную стратегию мозга для обработки неожиданных запахов, чтобы понять, что это за запахи", - говорит Стивен Пьерчайло.
Стокгольмский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU