Перфекционизм молодых людей проявляется в виде озабоченности своей компетентностью и боязни совершить ошибку.
Новое исследование, проведенное среди девятиклассников младших классов средней школы в шведоязычных районах Финляндии, выявило четыре перфекционистских профиля, которые по-разному ассоциируются с психологическим благополучием учащихся. Исследование проводилось в сотрудничестве между Университетом Восточной Финляндии и Университетом Або Академи.
Перфекционизм характеризуется высокими стандартами и стремлением к совершенству, но он также включает в себя беспокойство по поводу собственной эффективности и неудовлетворенность своими достижениями. Другими словами, у перфекционизма есть как положительная, так и отрицательная сторона. При этом разные люди делают разный акцент на стремлениях и опасениях.
“Мы выделили четыре разных перфекционистских профиля: умеренно озабоченные (относительно низкие стремления и относительно высокие опасения), перфекционисты (высокие стремления и высокие опасения), амбициозные (высокие стремления и низкие опасения) и неперфекционисты (низкие стремления и низкие опасения)”, - говорит доктор наук Анна Кууси из Университета Восточной Финляндии.
Полученные результаты согласуются с результатами предыдущих исследований, проведенных среди учащихся старших классов средней школы и студентов университетов. Настоящее исследование является первым среди учащихся младших классов средней школы в Финляндии.
“В последние годы наблюдается рост перфекционизма и истощения среди молодежи, поэтому важно определить, на каком этапе и в какой форме возникают эти переживания”, - отмечает Кууси.
Исследование показало, что перфекционистские профили в значительной степени стабильны: около 80 процентов учеников сохраняли один и тот же профиль в течение учебного года. Однако наблюдались и значительные переходы: некоторые учащиеся переходили от умеренно озабоченного к неперфекционисту или перфекционисту, или от перфекциониста к умеренно озабоченному. Профили и переходы также были связаны с самочувствием.
“Хотя и амбициозные студенты, и перфекционисты были высоко вовлечены в работу и имели высокие стремления, перфекционисты демонстрировали больше выгорания, тревоги и депрессивных симптомов, чем амбициозные студенты, у которых они проявлялись лишь в незначительной степени. Оба этих профиля, то есть амбициозный и перфекционистский, характеризуются высокой озабоченностью и были связаны с более плохим самочувствием”.
Умеренно озабоченный профиль был наиболее распространенным, и можно считать, что он представляет собой типичного девятиклассника. По словам Кууси, это примечательно тем, что ученики с этим профилем также демонстрировали относительно высокую эмоциональную истощаемость, а также тревожность и депрессивные симптомы, по сравнению с учениками с неперфекционистским или амбициозным профилем.
Переходы между профилями также были связаны с самочувствием. Переход от умеренно озабоченного к перфекционисту был связан с более высоким уровнем истощения, в то время как переход от умеренно озабоченного к неперфекционисту был связан с меньшим количеством тревожных и депрессивных симптомов.
“Полученные результаты показывают, что особенно важно понять, как самокритичность и неудовлетворенность собственными достижениями связаны с ухудшением самочувствия студентов. Высокие цели и вовлеченность не гарантируют благополучия студента, если в то же время он очень обеспокоен своей успеваемостью", - заключает Кууси.
Университет Восточной Финляндии, Пер.: PSYCHOL-OK.RU