Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Почему мы переедаем?

Если во время ужина вы склонны заниматься другими делами или отвлекаться, то, возможно, впоследствии вы рискуете переборщить с повседневными удовольствиями, потому что отвлечение заставило вас получать меньше удовольствия, говорится в исследовании, опубликованном Американской психологической ассоциацией.

В исследовании изучалось, как отвлечение внимания влияет на “гедонистическое потребление”, или покупку и использование продуктов и впечатлений, потому что они доставляют нам удовольствие, а не потому, что они нам нужны.

“В любой день человек может получать огромное удовольствие от одного или нескольких видов деятельности, но при этом люди часто потребляют больше гедонистических товаров, чем хотят или чем им полезно”, - говорит ведущий автор исследования Стивен Ли Мерфи, PhD, сотрудник Гентского университета.

По словам Мерфи, одной из причин такого чрезмерного потребления может быть отвлечение внимания. Согласно исследованиям, когда люди отвлекаются во время гедонистической деятельности, они, скорее всего, испытывают меньше удовольствия от нее, чем если бы были полностью сосредоточены. Это может привести к чувству неудовлетворенности и побудить к большему потреблению, чтобы компенсировать этот недостаток.

Чтобы лучше понять роль отвлечения внимания в чрезмерном потреблении, исследователи сначала провели эксперимент с участием 122 человек (в основном женщин в возрасте от 18 до 24 лет), которые перед тем, как съесть обед, сообщили, насколько сильно они рассчитывают получить от него удовольствие. Затем их попросили съесть свой обед в одном из трех условий: без отвлечения, с умеренным отвлечением (просмотр видео) и с большим отвлечением (игра в «Тетрис»). После обеда участники отчитывались о полученном удовольствии, удовлетворении, желании получить еще больше удовольствия и количестве съеденного. Они также сообщили о том, как перекусывали позже в течение дня.

Участники, которые ели, отвлекаясь, сообщили о более низком удовольствии и удовлетворении, что было связано с увеличением количества перекусов впоследствии и более общим желанием дальнейшего удовлетворения.

Исследователи считают, что этот эффект, который они назвали “гедонистической компенсацией”, скорее всего, применим и к другим видам деятельности, помимо еды. Например, люди, которые отвлекаются во время просмотра фильма или игры, могут быть более склонны к дополнительному потреблению (например, проверке социальных сетей), чтобы компенсировать снижение удовольствия от первоначальной деятельности.

Исследователи также наблюдали за 220 участниками в возрасте от 18 до 71 года (в основном женщинами) в течение недели, чтобы изучить этот эффект более широко, помимо еды. Участники заполняли семь кратких опросов в день с помощью своих смартфонов, касающихся гедонистического потребления, отвлечения и удовлетворенности. Как и в эксперименте с едой, исследователи обнаружили, что когда люди отвлекались во время потребления, они, скорее всего, получали меньше удовольствия от продукта, чем рассчитывали, чувствовали себя менее удовлетворенными и испытывали повышенную потребность в дальнейшем удовлетворении.

“Чрезмерное потребление часто возникает из-за отсутствия самоконтроля”, - говорит Мерфи. “Однако наши результаты свидетельствуют о том, что чрезмерное потребление также может быть вызвано простым человеческим желанием достичь определенного уровня удовольствия от какой-либо деятельности. Когда отвлечение мешает нам, вполне вероятно, что мы пытаемся компенсировать это большим потреблением”.

Мерфи и его коллеги планируют провести дальнейшие исследования, чтобы воспроизвести и подтвердить существование эффекта гедонистической компенсации. Если дополнительные исследования подтвердят наличие этого эффекта, они планируют применить меры, которые помогут людям уделять больше внимания своему опыту потребления, чтобы снизить вероятность чрезмерного потребления.

“Понимая ключевые факторы гедонистического перепотребления, мы сможем разработать стратегии, которые помогут предотвратить его возникновение”.

Американская психологическая ассоциация, Пер.:

Для людей, говорящих на многих языках, есть что-то особенное в их родном языке

Исследование полиглотов показало, что языковая сеть мозга сильнее реагирует на языки, которыми владеет носитель, и гораздо слабее - на родной язык.


Пролистывание онлайн-видео увеличивает скуку

Согласно новому исследованию, пролистывание онлайн-видео для того, чтобы развеять скуку, может привести к тому, что люди еще больше заскучают и будут менее удовлетворены или увлечены контентом.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация