Тренировочные упражнения, направленные на улучшение когнитивного контроля у детей, не оказывают существенного влияния на их способность откладывать удовлетворение или на их академическую успеваемость, а также не приводят к каким-либо изменениям в мозге, говорится в новом исследовании, проведенном учеными Университетского колледжа Лондона (УКЛ).
Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Neuroscience, похоже, опровергают популярную идею о том, что тренировки мозга могут улучшить когнитивный контроль - психические процессы, которые позволяют нам ставить и добиваться краткосрочных или долгосрочных целей - и тем самым привести к ощутимым преимуществам в других реальных жизненных результатах.
Ведущий автор исследования профессор Николаус Штайнбайс (UCL Psychology & Language Sciences) сказал: “Когнитивный контроль - это очень важная когнитивная функция, которая положительно коррелирует с принятием взвешенных решений, успеваемостью, хорошими социальными навыками и психическим здоровьем. Дети с хорошим когнитивным контролем также с большей вероятностью будут иметь лучшее психическое здоровье и успеваемость в более позднем возрасте. Существует огромная и растущая индустрия, разрабатывающая программы тренировки мозга, якобы улучшающие когнитивный контроль детей и, как следствие, другие сферы функционирования, однако доказательства их эффективности весьма противоречивы”.
В ходе исследования 235 детей в возрасте от 6 до 13 лет прошли восьминедельную программу обучения, направленную на тренировку либо когнитивного контроля, либо скорости реакции. Тренировка когнитивного контроля была направлена на торможение реакции (способность остановить себя от действий, которые больше не помогают в достижении цели) и основана на данных нейронаучных исследований. Испытуемые выполняли ряд игровых заданий, часто требующих от них сдерживания импульсов.
До и сразу после исследования, а также через год дети прошли тестирование на другие показатели, связанные с когнитивным контролем, включая принятие решений, отсрочку удовлетворения, успеваемость, способность рассуждать, психическое здоровье и креативность.
Исследователи обнаружили, что сразу после завершения тренинга и спустя целый год дети улучшили свои показатели в выполнении конкретных заданий, в которых они тренировались. Однако эти улучшения не распространялись на другие навыки, и не было отмечено никаких улучшений в соответствующих когнитивных или поведенческих показателях.
Исследовательская группа также просканировала мозг детей с помощью МРТ и не обнаружила никаких изменений в структуре или функции мозга в целом. Исследователи провели дополнительный статистический анализ, который убедительно доказал отсутствие эффекта от обучения.
Профессор Штайнбайс сказал: “Наши результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на очевидную важность когнитивного контроля для других реальных результатов, мы просто не видим, что тренировки могут принести столь широкие преимущества даже при длительных занятиях. Мы должны перестать рассматривать когнитивный контроль как навык, который можно легко повысить с помощью тренировочных упражнений, поскольку это, скорее всего, пустая трата времени и ресурсов”.
Хотя в нашем исследовании изучался только конкретный набор тренировочных упражнений, они были разработаны в соответствии с лучшими данными и действительно улучшали способности детей при выполнении конкретных заданий, поэтому мы считаем маловероятным, что другие тренировочные упражнения будут лучше в плане улучшения реальных результатов. Вместо этого, возможно, лучше сосредоточиться на том, как мы используем наш когнитивный контроль на практике. Мы лучше концентрируемся и эффективно учимся, когда у нас есть мотивация, поэтому сосредоточение на мотивационных факторах может быть лучшим способом повлиять на то, как мы используем когнитивный контроль для управления своим поведением”.
Хотя исследование проводилось только на детях, исследователи говорят, что их выводы, скорее всего, будут применимы и к взрослым, поскольку детский мозг более податлив, и поэтому тренировать такие способности у взрослых будет еще сложнее.
Исследователи предупреждают, что их исследование не включало клинических популяций или детей с нарушениями обучаемости, поэтому они не могут сказать, распространяются ли их выводы на типично развивающихся детей.
Университетский колледж Лондона, Пер.: PSYCHOL-OK.RU