Новое исследование, проведенное под руководством Калифорнийского университета и Управления по делам ветеранов США, показало, что хроническая боль среди пожилых людей может быть значительно уменьшена с помощью недавно разработанной психотерапии, которая работает путем преодоления прошлых травм и связанных со стрессом эмоций, которые могут усиливать болевые симптомы.
Исследование, опубликованное в журнале JAMA Network Open, сравнивает новую терапию, известную как терапия эмоционального осознания и выражения, или ТЭОВ, с традиционной когнитивно-поведенческой терапией, или КПТ, в лечении хронической боли, а также симптомов психического здоровья, таких как депрессия, тревога и симптомы посттравматического стрессового расстройства среди пожилых ветеранов.
Исследование показало, что 63% ветеранов, прошедших курс психотерапии эмоционального осознания и выражения, сообщили о снижении боли по крайней мере на 30% - клинически значимое снижение - после лечения по сравнению с 17% ветеранов, прошедших курс когнитивно-поведенческой терапии. Снижение боли сохранялось у 41% участников ТЭОВ через шесть месяцев после лечения по сравнению с 14% пациентов, прошедших КПТ. Кроме того, пациенты, прошедшие курс ТЭОВ, отметили более значительные преимущества в борьбе с тревогой, депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и удовлетворенностью жизнью.
“Большинство людей с хронической болью вообще не рассматривают возможность психотерапии. Они думают о лекарствах, инъекциях, иногда об операции или телесных методах лечения, таких как физиотерапия. Психотерапия является доказательным методом лечения хронической боли. Это исследование добавляет, что тип психотерапии имеет значение”, - говорит ведущий автор исследования Брэндон Ярнс, доцент кафедры психиатрии и биоповеденческих наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и психиатр в Большом госпитале ветеранов.
Когнитивно-поведенческая терапия долгое время была “золотым стандартом” психотерапевтического лечения хронической боли у ветеранов, говорит Ярнс. Однако исследования, проведенные на данный момент, показали, что когнитивно-поведенческая терапия приносит скромную пользу для облегчения боли. При хронической боли пациенты проходят курс лечения, включающий упражнения, схожие с теми, что используются для лечения депрессии или тревоги, такие как управляемые образы, мышечная релаксация, когнитивная реструктуризация и стимуляция активности. По словам Ярнса, конечная цель состоит в том, чтобы пациенты улучшили свою способность переносить боль.
“Цель КПТ - не обязательно вылечить боль, но научиться справляться с ней и жить хорошо, несмотря на хроническую боль”, - говорит Ярнс.
Для сравнения, в психотерапии эмоционального осознания и выражения есть одно основное вмешательство: переживание, выражение и высвобождение эмоций.
Разработанная в 2010-х годах, эта терапия направлена на то, чтобы показать пациентам, что на восприятие боли мозгом сильно влияют эмоции, связанные со стрессом. Пациентов просят сосредоточиться на стрессовом взаимодействии - от такого обыденного, как подрезание водителем, до серьезных травм, таких как сексуальное насилие. По словам Ярнса, цель состоит в том, чтобы пациенты пережили эти эмоции как мысленно, так и телесно. Затем пациенты работают над тем, чтобы противостоять этим эмоциям, выразить свои реакции и в конечном итоге отпустить их.
“При возникновении травмы или стресса у людей возникает ряд нормальных, естественных эмоциональных реакций. Это может быть гнев, чувство вины и печаль. Поскольку эти чувства болезненны, люди часто избегают их, но ТЭОВ помогает людям встретить сложные чувства с честностью и состраданием к себе. В ходе терапии они могут выпустить гнев, боль и чувство вины, которые они носили в себе, и в конце концов у них остается сострадание к себе”, - говорит Ярнс.
В исследовании приняли участие 126 ветеранов - преимущественно мужчин - в возрасте от 60 до 95 лет, у которых боли в опорно-двигательном аппарате наблюдались не менее трех месяцев. Более двух третей участников имели психиатрический диагноз, причем около трети из них страдали посттравматическим стрессовым расстройством. По словам Ярнса, это первое полномасштабное клиническое испытание терапии эмоционального осознания и выражения среди пожилых людей, пожилых мужчин и ветеранов, поскольку в предыдущих исследованиях участвовали в основном молодые женщины.
Половина участников проходила очную когнитивно-поведенческую терапию, а другая половина одновременно проходила очную терапию осознания и выражения эмоций в течение девяти сессий, включавших одну личную сессию и восемь сессий в малых группах.
Пациентов просили оценить уровень боли по шкале от 0 до 10 в Кратком опроснике боли до начала лечения, по окончании девяти сессий и через шесть месяцев после их окончания. По окончании лечения 63% участников терапии эмоционального осознания и выражения сообщили о снижении боли по крайней мере на 30% по сравнению с 17% пациентов, прошедших когнитивно-поведенческую терапию.
По словам Ярнса, сейчас он изучает возможность повторения подобных положительных результатов с помощью виртуальных групповых сессий, в которых будут сравниваться ТЭОВ и КПТ, а также будет задействована когорта пациентов, прошедших курс терапии осознанности. Кроме того, Ярнс сообщил, что будут продолжены нейровизуализационные исследования, чтобы понять, какие изменения в мозге происходят у участников ТЭОВ по сравнению с КПТ.
Калифорнийский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU