Способность корректировать убеждения о своих действиях и их последствиях в постоянно меняющейся обстановке является определяющей характеристикой развитого познания. Однако нарушения этой способности могут негативно влиять на познание и поведение, приводя к таким состояниям ума, как паранойя, или убежденность в том, что другие намерены причинить нам вред.
В новом исследовании, результаты которого описаны в журнале Cell Reports, ученые из Йельского университета выяснили, как одна конкретная область мозга может быть причиной возникновения паранойи.
Их новаторский подход, который заключается в сопоставлении данных, полученных от обезьян, с данными о человеке, также предлагает новую межвидовую основу, с помощью которой ученые смогут лучше понять человеческое познание, изучая другие виды.
Хотя прошлые исследования указывали на связь некоторых областей мозга с паранойей, понимание нейронных основ паранойи остается ограниченным.
Для нового исследования ученые Йельского университета проанализировали данные предыдущих исследований, проведенных несколькими лабораториями, как на людях, так и на обезьянах.
Во всех предыдущих исследованиях люди и обезьяны выполняли одно и то же задание, которое позволяет определить, насколько изменчивым или нестабильным участник считает свое окружение. Участникам каждого исследования давали три варианта на экране, которые были связаны с разными вероятностями получения вознаграждения.
Если участники выбирали вариант с наибольшей вероятностью вознаграждения, они получали вознаграждение за меньшее количество нажатий в ходе всех испытаний. Вариант с наименьшей вероятностью требовал большего количества нажатий для получения вознаграждения. Третий вариант, тем временем, находился где-то посередине. Участники не имели информации о вероятности вознаграждения и должны были методом проб и ошибок определить оптимальный вариант.
После определенного количества испытаний без предупреждения варианты с наибольшей и наименьшей вероятностью вознаграждения поменялись местами.
“Участники должны определить, какая цель является наилучшей, а когда в окружающей среде происходят заметные изменения, участники должны найти новую наилучшую цель”, - говорит Стив Чанг, доцент кафедры психологии и нейронаук факультета искусств и наук Йельского университета и один из авторов исследования.
Поведение участников при нажатии на кнопку мыши до и после переворота может дать информацию о том, насколько изменчивой они считают окружающую среду и насколько адаптивным является их поведение в этой изменяющейся среде. “Мы не только использовали данные, в которых обезьяны и люди выполняли одну и ту же задачу, но и применили один и тот же вычислительный анализ к обоим наборам данных. Вычислительная модель - это, по сути, ряд уравнений, с помощью которых мы можем попытаться объяснить поведение, а здесь она служит общим языком между данными о человеке и обезьянах и позволяет нам сравнить их и увидеть, как данные об обезьянах соотносятся с данными о человеке”, - говорит Филипп Корлетт, доцент психиатрии Йельской школы медицины и один из авторов исследования.
В предыдущих исследованиях у некоторых обезьян были небольшие, но специфические повреждения в одной из двух областей мозга: орбитофронтальной коре, которая была связана с принятием решений, связанных с вознаграждением, или медиодорсальном таламусе, который посылает информацию об окружающей среде в центры управления принятием решений в мозге. Среди людей, участвовавших в исследовании, у некоторых отмечалась высокая степень паранойи, а у некоторых - нет.
Ученые обнаружили, что наличие поражений в обеих областях мозга негативно сказывалось на поведении обезьян, но по-разному.
Обезьяны с поражением орбитофронтальной коры чаще выбирали один и тот же вариант даже после того, как не получали вознаграждения. Обезьяны с поражением медиодорсального таламуса, напротив, демонстрировали неустойчивое поведение при переключении, даже после получения вознаграждения. По-видимому, они воспринимали окружающую среду как особенно изменчивую, что было похоже на то, что исследователи наблюдали у людей с высокой паранойей.
Полученные результаты дают новую информацию о том, что происходит в мозге человека - и какую роль может играть медиодорсальный таламус - когда люди испытывают паранойю. Кроме того, ученые предлагают путь к изучению сложного человеческого поведения на более простых животных.
“Это позволяет нам задаться вопросом, как мы можем перевести то, что мы изучаем у более простых видов - крыс, мышей, может быть, даже беспозвоночных - на понимание человеческого познания”, - говорит Корлетт.
Такой подход также позволит исследователям оценить, как фармацевтические препараты, влияющие на такие состояния, как паранойя, на самом деле работают в мозге. “И, возможно, в дальнейшем мы сможем использовать это для поиска новых способов снижения паранойи у людей”.
Йельский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU