Мы бессознательно формируем предрассудки в отношении групп, когда видим, как предвзятые люди взаимодействуют с членами группы. Об этом говорится в новом исследовании психологов Амстердамского университета (АУ), которые впервые показали, что наблюдательное обучение является важным механизмом формирования предрассудков. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Advances.
“В ходе нашего исследования мы обнаружили, что предрассудки могут формироваться путем простого наблюдения за социальным взаимодействием других людей. Когда наблюдатель видит, как человек с предрассудками взаимодействует с членом группы, у него бессознательно формируются те же самые предрассудки. Более того, поскольку наблюдатели не осознают, что уловили это предубеждение, они продолжают действовать с предубеждением в своем собственном поведении”, - говорит Дэвид Амодио, профессор факультета социальных и поведенческих наук Амстердамского университета.
Этот механизм помогает объяснить, как легко распространяются предрассудки в обществе, например, через просмотр телепередач, видеохостинги или другие социальные сети, где происходит предвзятое взаимодействие с определенными группами. Просто наблюдая за этими взаимодействиями, виртуально и без непосредственного контакта, люди могут перенять те же самые предрассудки.
В ходе экспериментов участники исследования наблюдали за взаимодействием между актером и членами двух разных групп. Актер отличался по предрассудкам, но поведение членов группы всегда было одинаковым. Когда наблюдатели позже взаимодействовали с теми же членами группы, они демонстрировали предпочтение в соответствии с предрассудками актера. Более того, наблюдатели не знали, что на них влияет предвзятый актер; напротив, они ошибочно считали худшим поведение членов группы, взаимодействовавших с предвзятым актером, в то время как на самом деле члены обеих групп вели себя одинаково.
“Тревожным следствием является то, что, поскольку наблюдатель считает, что его предпочтения основаны на объективных данных, у него нет причин подвергать их сомнению или контролировать их”.
Амстердамский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU