Окситоцин как возможное средство лечения ожирения и послеродовой депрессии

Ученые выявили ген, отсутствие или нарушение которого может привести к ожирению, поведенческим проблемам и, у матерей, к послеродовой депрессии. Открытие, результаты которого опубликованы в журнале Cell, может иметь более широкие последствия для лечения послеродовой депрессии, а исследование на мышах показало, что окситоцин может облегчить симптомы.

Ожирение и послеродовая депрессия являются серьезными глобальными проблемами здравоохранения. Послеродовая депрессия затрагивает более одной из 10 женщин в течение года после родов и связана с повышенным риском самоубийства, что является причиной каждой пятой материнской смерти в странах с высоким уровнем дохода. Между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, с 1990 года ожирение среди взрослых выросло более чем в два раза, а среди подростков - в четыре раза.

Исследуя двух мальчиков из разных семей с сильным ожирением, тревожностью, аутизмом и поведенческими проблемами, вызванными звуками или запахами, команда под руководством ученых из Кембриджского университета (Великобритания) и Медицинского колледжа Бэйлора (Хьюстон, США) обнаружила, что у мальчиков не хватает одного гена, известного как TRPC5, который находится на Х-хромосоме.

Дальнейшее исследование показало, что оба мальчика унаследовали делецию гена от своих матерей, у которых этот ген отсутствовал на одной из Х-хромосом. Матери также страдали ожирением, а кроме того, у них наблюдалась послеродовая депрессия.

Чтобы проверить, является ли ген TRPC5 причиной проблем у мальчиков и их матерей, исследователи обратились к животным моделям, генетически сконструировав мышей с дефектной версией гена (TRPC5 у мышей).

У мышей-самцов с этим дефектным геном наблюдались те же проблемы, что и у мальчиков, включая увеличение веса, тревожность, неприязнь к социальным взаимодействиям и агрессивное поведение. У самок мышей наблюдалось такое же поведение, но когда они становились матерями, у них также наблюдалось депрессивное поведение и ухудшение материнской заботы. Интересно, что самцы и самки мышей, которые не были матерями, но несли мутацию, не проявляли депрессивного поведения.

Доктор Йонг Сюй, заместитель директора по фундаментальным наукам Исследовательского центра детского питания USDA/ARS при Медицинском колледже Бэйлора, сказал: “То, что мы увидели у этих мышей, было весьма примечательно. Они демонстрировали поведение, очень похожее на то, которое наблюдается у людей, лишенных гена TRPC5, а у матерей оно включало признаки депрессии и трудности в уходе за ребенком. Это говорит о том, что данный ген является причиной такого поведения”.

TRPC5 - один из семейства генов, которые участвуют в распознавании сенсорных сигналов, таких как тепло, вкус и прикосновение. Этот конкретный ген действует на пути в области гипоталамуса мозга, где, как известно, он контролирует аппетит.

При более детальном изучении этой области мозга исследователи обнаружили, что TRPC5 действует на окситоциновые нейроны - нервные клетки, вырабатывающие гормон окситоцин, который часто называют “гормоном любви” из-за его выделения в ответ на проявления привязанности, эмоций и связи.

Удаление гена из этих окситоциновых нейронов привело к тому, что у здоровых в остальном мышей появились признаки тревожности, переедания и ухудшения общительности, а у матерей - послеродовая депрессия. Восстановление гена в этих нейронах снижало массу тела и симптомы тревоги и послеродовой депрессии.

Помимо действия на окситоциновые нейроны, команда показала, что TRPC5 также действует на так называемые нейроны POMC, которые, как известно, играют важную роль в регуляции веса. Дети, у которых ген POMC работает неправильно, часто страдают от неутолимого аппетита и набирают вес с раннего возраста.

Профессор Садаф Фаруки из Института метаболизма Кембриджского университета сказал: “Есть причина, по которой у людей, лишенных TRPC5, развиваются все эти заболевания. Мы давно знаем, что гипоталамус играет ключевую роль в регуляции “инстинктивного поведения”, которое позволяет людям и животным выживать, - например, поиск пищи, социальное взаимодействие, реакция “беги или сражайся” и забота о своих детенышах. Наша работа показывает, что TRPC5 действует на окситоциновые нейроны в гипоталамусе, играя важнейшую роль в регуляции наших инстинктов”.

Хотя делеции гена TRPC5 встречаются редко, анализ образцов ДНК около 500 000 человек в UK Biobank выявил 369 человек - около трех четвертей из них были женщинами - которые имели варианты этого гена и индекс массы тела выше среднего.

По словам исследователей, полученные ими результаты позволяют предположить, что восстановление окситоцина может помочь в лечении людей с отсутствующими или дефектными генами TRPC5, а также матерей, страдающих послеродовой депрессией.

Профессор Фаруки сказал: “Хотя некоторые генетические заболевания, такие как дефицит TRPC5, встречаются очень редко, они преподносят нам важные уроки о том, как работает организм. В данном случае мы совершили прорыв в понимании послеродовой депрессии - серьезной проблемы со здоровьем, о которой известно очень мало, несмотря на многие десятилетия исследований. И что важно, это может указать на окситоцин как на возможное средство лечения некоторых матерей с таким состоянием”.

На животных уже получены доказательства того, что окситоциновая система участвует как в развитии депрессии, так и в материнском уходе, и были проведены небольшие испытания по использованию окситоцина в качестве лечения. Команда говорит, что их работа предоставляет прямое доказательство роли окситоцина, что будет иметь решающее значение для поддержки более крупных многоцентровых исследований.

“Это исследование напоминает нам о том, что многие виды поведения, которые, как мы считаем, находятся под нашим контролем, имеют прочную биологическую основу, будь то пищевое поведение, тревожность или послеродовая депрессия. Мы должны с большим пониманием и сочувствием относиться к людям, страдающим от этих заболеваний”.

Кембриджский университет, Пер.:

Частое использование социальных сетей увеличивает риск развития депрессии

Новое исследование показало, что чем больше времени человек тратит на социальные сети, тем больше у риска возникновения депрессии.

Успокаивающие слова во сне замедляют работу сердца

Исследователи обнаружили, что расслабляющие слова замедляют сердечную деятельность, что свидетельствует о более глубоком сне, по сравнению с нейтральными словами, которые не оказывают такого замедляющего эффекта.