Младенцы в возрасте до года способны объединять простые понятия в сложные идеи, что свидетельствует о том, что творчество начинается с младенчества.
Согласно новому исследованию Бирмингемского университета (Великобритания) и Центрально-Европейского университета (Австрия и Венгрия), младенцы не только способны к творческому мышлению задолго до того, как начинают говорить, но этот вид мышления может быть необходим для овладения языком.
В исследовании, опубликованном в журнале PNAS, ученые задались целью изучить истоки человеческого творчества и продуктивного мышления, чтобы попытаться выяснить, как люди приходят к совершенно новым мыслям и идеям. Основным механизмом для этого является использование знакомых концепций и их объединение в новые структуры, но мало что известно о том, как рано в жизни эти способности могут быть использованы.
Исследователи обнаружили, что младенцы способны очень быстро выучить новые слова, описывающие небольшие величины, что является впечатляющим достижением, и спонтанно комбинировать их со знакомыми словами, чтобы полностью понять фразу.
Ведущий исследователь, доктор Барбара Помеховска, проводила исследование, будучи постдокторантом в Центрально-Европейском университете (ЦЕУ). Сейчас она является доцентом Школы психологии Бирмингемского университета (Великобритания).
“Человеческое творчество не имеет границ: оно привело нас на Луну и позволило излечить смертельные болезни, но, несмотря на его важность, мы до сих пор не знаем, когда и как появляется эта впечатляющая способность комбинировать идеи и изобретать новые вещи. Данное исследование показывает, что для решения этой загадки нам необходимо вернуться к истокам овладения языком”.
В ходе исследования ученые работали с группой из 60 младенцев в возрасте около 12 месяцев. Вначале они научили малышей двум новым словам, описывающим количество: “mize”, что означает “один”, и “padu”, что означает “два”.
Затем малышей попросили сочетать эти новые слова с названиями различных объектов, например, определить “уток паду” среди нескольких картинок. Обучая малышей новым словам для обозначения количества, исследователи смогли проверить их способность комбинировать понятия в реальном времени, а не просто вспоминать комбинации слов, которые они уже знали из предыдущего опыта.
Используя технологию отслеживания взгляда младенцев, исследователи смогли показать, что младенцы могут успешно комбинировать два понятия, чтобы понять, о чем их спрашивают.
Доктор Агнес Ковач, сотрудник кафедры когнитивных наук и Центра когнитивного развития ЦЕУ, добавила: “Для младенцев эта способность объединять различные понятия, вероятно, помогает не только интерпретировать сложный языковой материал, но и узнавать о различных аспектах физического и социального мира. Для взрослых это способность, которая помогает перешагнуть через все, что уже было придумано, открывая сознанию бесконечные возможности”.
Бирмингемский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU