Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Как наш мозг отслеживает время

Вы когда-нибудь слышали старую пословицу о том, что время летит, когда вы веселитесь? Новое исследование, проведенное группой ученых из Университета Невады в Лас-Вегасе (UNLV), показывает, что в этой поговорке есть доля правды.

Многие люди считают, что их мозг неразрывно связан с часами на электронных устройствах, отсчитывающими время с точностью до минуты. Но исследование, опубликованное в Cell Press Current Biology, показало, что наш мозг работает не так.

Проанализировав изменения в структуре мозговой активности, команда исследователей обнаружила, что мы воспринимаем течение времени в зависимости от количества переживаний, а не по каким-то внутренним часам. Более того, увеличение скорости или производительности во время какой-либо деятельности, как оказалось, влияет на восприятие времени нашим мозгом.

“Мы определяем время на собственном опыте по тому, что мы делаем, что с нами происходит. Когда мы неподвижны и нам скучно, время идет очень медленно, потому что мы ничего не делаем или ничего не происходит. Напротив, когда происходит много событий, каждое из этих действий продвигает наш мозг вперед. И если именно так наш мозг объективно определяет время, то чем больше мы делаем и чем больше с нами происходит, тем быстрее идет время”, - говорит Джеймс Хайман, доцент психологии UNLV и старший автор исследования.

Результаты исследования основаны на анализе активности передней поясной коры (ППК) - участка мозга, важного для контроля активности и отслеживания впечатлений. Для этого грызунам дали задание 200 раз использовать свой нос для ответа на подсказку.

Ученые уже знали, что мозговые паттерны похожи, но немного отличаются каждый раз, когда вы выполняете повторяющееся движение, поэтому они задались целью ответить на вопрос: Можно ли определить, соответствуют ли эти небольшие различия в изменениях мозговых паттернов при выполнении первого и 200-го движения в серии? И влияет ли количество времени, затрачиваемое на выполнение серии движений, на активность мозговых волн?

Сравнивая изменения паттернов на протяжении выполнения задания, исследователи заметили, что действительно существуют заметные изменения в активности мозга, которые происходят по мере продвижения от начала к середине и концу выполнения задания. При этом независимо от того, насколько медленно или быстро двигались животные, мозговые паттерны следовали одному и тому же пути. Эти закономерности совпадали, когда исследователи применили математическую модель на основе машинного обучения для предсказания потока активности мозга, что еще раз подтверждает, что именно опыт - а не время или установленное количество минут, как это можно было бы измерить на часах, - приводит к изменениям в активности наших нейронов.

Мозг - это не часы, он действует как счетчик. Наш мозг регистрирует вибрацию, ощущение времени. Но как именно мозг считает? Исследователи обнаружили, что по мере выполнения мозгом задачи, включающей серию движений, различные небольшие группы управляющих клеток начинают сотрудничать - по сути, передавая задачу другой группе нейронов каждые несколько повторений, подобно бегунам, передающим эстафету в эстафете.

“Таким образом, клетки работают вместе и со временем случайным образом выстраиваются в очередь, чтобы выполнить работу: одна клетка берет на себя несколько задач, затем другая - несколько. Клетки отслеживают движения и, таким образом, фрагменты деятельности и времени в ходе выполнения задания”.

Выводы исследования о восприятии времени нашим мозгом применимы и к действиям, основанным не только на физических движениях.

“Это та часть мозга, которую мы используем для отслеживания чего-то вроде разговора во время ужина”, - говорит Хайман. “Подумайте о течении разговора, и вы сможете вспомнить, что было раньше, а что позже во время ужина. Но отделить одно предложение от другого в вашей памяти невозможно. Но вы знаете, что в начале разговора вы говорили на одну тему, во время десерта - на другую, а в конце - на третью”.

Наблюдая за грызунами, которые работали быстро, ученые также пришли к выводу, что поддержание хорошего темпа помогает влиять на восприятие времени: “Чем больше мы делаем, тем быстрее движется время. Говорят, что время летит, когда вы веселитесь. Может быть, вместо “веселиться” следует говорить “время летит, когда ты много делаешь”?”.

Несмотря на то что уже накоплен большой объем информации о процессах, происходящих в мозге в течение очень короткого времени - менее секунды, Хайман говорит, что исследование UNLV является новаторским в плане изучения мозговых паттернов и восприятия времени в течение периода от нескольких минут до нескольких часов - “именно так мы и живем большую часть своей жизни: по часу за раз”.

“Это одно из первых исследований, изучающих поведенческие временные шкалы в этой конкретной части мозга под названием передняя поясная кора, которая, как мы знаем, так важна для нашего поведения и наших эмоций”.

ППК задействована в большинстве психиатрических и нейродегенеративных заболеваниях, а также является областью концентрации расстройств настроения, посттравматического стрессового расстройства, зависимости и тревоги. Функция ППК также играет центральную роль в различных деменциях, включая болезнь Альцгеймера, которая характеризуется искажениями во времени. ППК уже давно связывают с тем, что она помогает людям устанавливать последовательность событий или выполнять такие задачи, как следование рецептам, и команда исследователей предполагает, что их выводы о восприятии времени могут относиться к этой области.

По словам Хаймана, предварительные результаты позволяют сделать несколько потенциально полезных выводов о восприятии времени и его вероятной связи с процессами памяти в повседневной жизни людей. Например, исследователи предполагают, что это может помочь сориентироваться в таких вещах, как школьные задания или даже расставание. “Если мы хотим что-то запомнить, то, возможно, нам стоит замедлиться, занимаясь короткими отрезками времени и не торопясь, прежде чем приступить к следующему занятию. Дайте себе время побыть в тишине и не двигаться. И наоборот, если вы хотите поскорее забыть о чем-то, сразу же принимайтесь за дело”.

Существует огромная взаимосвязь между ППК, эмоциями и когнитивными процессами. Восприятие мозга как физического объекта, которым можно управлять, может помочь нам контролировать свой субъективный опыт.

Университет Невады, Лас-Вегас, Пер.:

Наблюдение за предвзятым поведением других людей бессознательно порождает предрассудки

Психологи показали, что наблюдательное обучение является важным механизмом формирования предрассудков. Мы бессознательно формируем предрассудки в отношении групп, когда видим, как предвзятые люди взаимодействуют с представителями той или иной группы.


Травма, полученная в детстве, втрое увеличивает риск серьезного психического расстройства во взрослой жизни

Перенесенная психологическая травма в детстве значительно увеличивает риск развития психического расстройства во взрослом возрасте. В частности, в целых три раза, согласно недавнему исследованию.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация