Ребенок за обеденным столом рассказывает о проблемах в школе или ссоре с другом, но родители его не слушают: вместо этого они смотрят в свои смартфоны.
Такой сценарий разыгрывается миллионы раз в день, и он может нанести вред психическому здоровью детей, говорится в новом исследовании.
Дети в возрасте от 9 до 11 лет, которые говорили, что их родители слишком много времени проводят за смартфонами, впоследствии были более склонны к тревожности, проблемам с вниманием и гиперактивности по сравнению с детьми, родители которых не были одержимы смартфонами, сообщают канадские исследователи.
“Когда эмоциональные и физические потребности детей постоянно игнорируются или неадекватно удовлетворяются, они подвергаются риску развития проблем с психическим здоровьем”, - объясняет группа под руководством Шери Мэдиган, доцента психологии в Университете Калгари (Альберта). Ее команда опубликовала свои выводы в журнале JAMA Network Open.
Одно из недавних исследований показало, что родители младенцев проводят в среднем более пяти часов за своими смартфонами ежедневно, в том числе смотрят на смартфон 27% времени, когда они занимаются со своим ребенком. Согласно другому исследованию, 68% родителей признались, что часто отвлекаются на свои смартфоны во время общения с детьми.
Это исследование показало, что такого рода "техноференция" при воспитании детей означает меньше внимания к ним, меньше разговоров и игр между родителями и детьми и даже повышенный риск детского травматизма.
В подростковом возрасте техноференция связана с “более высоким уровнем конфликтов между родителями и детьми и более низким уровнем родительской эмоциональной поддержки и тепла”, - отметила команда Мэдиган.
Исследуя этот вопрос, группа ученых изучила данные более тысячи канадских детей в возрасте от 9 до 11 лет, предоставленные в разные периоды между 2020 и началом 2022 года. Детей спрашивали, насколько они согласны с такими утверждениями, как “Я бы хотел, чтобы мой родитель проводил меньше времени за телефоном и другими устройствами” или “Я расстраиваюсь из-за того, что мой родитель сидит за телефоном или другими устройствами, когда мы проводим время вместе”.
Детей также проверяли на наличие различных проблем с психическим здоровьем, таких как тревожность, депрессия, гиперактивность и невнимательность, которые развивались с течением времени.
По словам команды Мэдиган, “более высокие уровни симптомов тревоги у детей были связаны с более высокими уровнями восприятия родительской техноференции на более поздних этапах развития”.
По словам авторов исследования, слишком много времени, проведенного родителями за смартфонами, было также связано с “более высокими уровнями симптомов невнимательности и гиперактивности на более поздних этапах развития”. Величина этих последствий для детей не менялась в зависимости от того, был ли ребенок девочкой или мальчиком.
Авторы отметили, что их внимание было сосредоточено на детях в возрасте от 9 до 11 лет, поскольку “этот возрастной диапазон представляет собой чувствительный период развития мозга и связан с повышенным риском возникновения проблем с психическим здоровьем”.
Тем не менее, сложно определить направление эффекта: То ли дети тревожатся и ведут себя более агрессивно из-за того, что их родители прикованы к своим смартфонам, то ли родители детей с проблемами поведения обращаются к своим смартфонам как к средству спасения?
Согласно новым данным, похоже, что более тревожные дети могут подтолкнуть беспокойных родителей к использованию своих смартфонов, но чрезмерное использование смартфонов родителями может способствовать развитию невнимательности и гиперактивности у подростков.
В целом, исследование “подчеркивает сложную взаимосвязь между родительской техносферой и психическим здоровьем их детей”.
Университет Калгари в Альберте. HealthDay, Пер.: PSYCHOL-OK.RU