Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Почему дети не могут уделять внимание поставленной задаче

Ученые выяснили, что детям трудно сосредоточиться на задании, и они часто воспринимают информацию, которая не поможет им выполнить задание. Но вопрос в том, почему?

В новом исследовании ученые обнаружили, что такое «распределенное внимание» происходит не потому, что мозг детей недостаточно развит для понимания задачи или внимания, и не потому, что они легко отвлекаются и не умеют сосредоточиться. Теперь выясняется, что дети широко распределяют свое внимание либо из простого любопытства, либо потому, что их рабочая память недостаточно развита, чтобы выполнить задание без “чрезмерного изучения”.

“Дети не могут остановить себя от сбора большего количества информации, чем им нужно для выполнения задания, даже если они точно знают, что им нужно”, - говорит Владимир Слуцкий, соавтор исследования и профессор психологии Университета штата Огайо.

Слуцкий провел исследование, опубликованное недавно в журнале Psychological Science, вместе с ведущим автором Цяньцянь Ваном, докторантом факультета психологии Университета штата Огайо.

В прошлом Слуцкий и его коллеги провели несколько исследований, в которых показали, как дети широко распределяют свое внимание, и, похоже, не обладают способностью взрослых эффективно выполнять задания, игнорируя все, что не имеет отношения к их задаче.

В новом исследовании Слуцкий и Ван подтвердили, что даже когда дети успешно учатся концентрировать свое внимание на задании, чтобы заработать небольшие награды, такие как наклейки, они все равно “слишком много исследуют” и не концентрируются только на том, что необходимо для выполнения задания. Одна из целей этого исследования заключалась в том, чтобы выяснить, может ли отвлекаемость детей быть тому объяснением.

В одном из исследований приняли участие дети и взрослые в возрасте от 4 до 6 лет. Участникам сказали, что им предстоит определить два типа птицеподобных существ, называемых Хиби или Гора. У каждого вида было уникальное сочетание цветов и форм для рогов, головы, клюва, тела, крыльев, ног и хвоста. Для шести из семи частей тела сочетание цвета и формы предсказывало, кто это - Хиби или Гора, с точностью 66%. Но одна часть тела всегда идеально подходила только одному из существ, которое и дети, и взрослые быстро научились определять в первой части исследования.

Чтобы проверить, легко ли дети отвлекаются, исследователи закрывали каждую часть тела, и участникам исследования приходилось открывать их по очереди, чтобы определить, какое это существо. За быстрое определение существа они получали вознаграждение.

Для взрослых задача была простой. Если они знали, что хвост - это та часть тела, которая всегда идеально соответствует одному из двух типов существ, они всегда раскрывали хвост и правильно определяли существо.

Но с детьми все было иначе. Если они узнали, что хвост - это та часть тела, которая всегда идеально соответствует одному из существ, то они сначала раскрывали хвост, но перед тем как сделать свой выбор, они раскрывали и другие части тела.

“Детей ничто не отвлекало - все было скрыто. Они могли бы поступить как взрослые и открывать только ту часть тела, которая идентифицировала существо, но они этого не делали”, - говорит Слуцкий.

“Они просто продолжали открывать все новые части тела, прежде чем сделать свой выбор”.

Другая возможность заключается в том, что детям просто нравится нажимать на кнопки, говорит Слуцкий. Однако, в другом исследовании взрослым и детям дали возможность одним нажатием на кнопку “экспресс” раскрыть все существо и все его части, или же нажать на каждую часть тела по отдельности, чтобы раскрыть ее.

Дети преимущественно выбирали экспресс-вариант - достаточно было один раз нажать на кнопку, чтобы раскрыть существо и решить, какого оно типа. Таким образом, дети нажимали не просто ради удовольствия.

По словам Слуцкого, будущие исследования позволят выяснить, не является ли это ненужное исследование простым любопытством. Но, по его словам, более вероятным объяснением является то, что рабочая память у детей развита не полностью. Это означает, что они не могут удерживать в памяти информацию, необходимую для выполнения задания, очень долго, по крайней мере, не так долго, как взрослые.

“Дети узнали, что одна часть тела подскажет им, что это за существо, но они могут быть обеспокоены тем, что не помнят правильно. Их рабочая память все еще находится в стадии развития. Они хотят разрешить эту неопределенность, продолжая отбирать образцы, рассматривая другие части тела и проверяя, совпадают ли они с тем, что они думают”.

По словам ученого, по мере развития рабочей памяти дети чувствуют себя более уверенными в своей способности удерживать информацию в течение длительного времени и ведут себя более похоже на взрослых.

Будущие исследования должны решить вопрос о том, в чем дело - в любопытстве или в рабочей памяти.

Университет штата Огайо, Пер.:

Как взрослые понимают то, что говорят дети

Согласно новому исследованию, способность взрослых слушать имеет решающее значение для понимания ранних лингвистических усилий детей.


В оценке других теплота превосходит компетентность

Оценивая других людей, мы склонны ценить их теплоту больше, чем их компетентность. Наша тенденция ценить теплоту по сравнению с компетентностью может быть эволюционной адаптацией, ведь для наших предков правильный выбор в измерении теплоты мог быть более значимым, чем правильная оценка компетентности.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация