Дети могут работать сообща, чтобы достичь цели, выгодной всей группе, даже если это будет стоить им лично, показало новое исследование, в котором ученые предложили группам детей в возрасте от шести до десяти лет принять участие в игре, в которой каждому из них давали емкость с водой, и они могли решить, сколько из нее нужно внести в общий бассейн. Если группа вносила определенное количество воды, это приносило пользу всей группе, но дети также получали пользу за ту воду, которую оставляли себе. В то же время участники получали обратную связь либо о своих собственных результатах в игре, либо о результатах всех участников.
Результаты показали, что большинство групп достигли своих целей и сотрудничали до последнего раунда игры, даже когда дети наблюдали за результатами других участников своих групп. Однако у тех, кто видел результаты всех участников, было несколько меньше шансов достичь этого порога по ходу игры, и различия в индивидуальных результатах становились все более заметными.
По словам исследователей, полученные результаты дают ценное представление о том, как группы людей могут работать вместе, преодолевая общие трудности, и демонстрируют эффективность постановки четких и недвусмысленных целей.
Исследование опубликовано в журнале Psychological Science, в нем приняли участие ученые из Плимутского университета (Великобритания), Свободного университета Берлина и Института человеческого развития Макса Планка (Германия), а также бизнес-школы IESE (Испания).
Доктор Патриция Каннгиссер, доцент кафедры психологии Плимутского университета и ведущий автор исследования, сказала: “Многие проблемы, стоящие сегодня перед обществом, связаны с выбором между собственными интересами и вкладом в общее благо. Это, безусловно, так, если мы думаем о таких вещах, как борьба с изменением климата, где цели могут быть достигнуты только при условии совместной работы людей и государств. Наше исследование показывает, что работа над достижением четкой цели может дать результаты, которые в конечном итоге принесут пользу всем. И даже дети в возрасте шести лет могут это сделать”.
Это исследование - последнее, проведенное доктором Каннгиссер и ее коллегой из Плимута доктором Яном Войке, в котором они использовали игры для изучения поведения людей и поиска путей развития сотрудничества. Оно также позволило им проанализировать результаты предыдущих исследований, которые показали, что возможность сравнивать свои и чужие результаты может привести к конкуренции и снижению желания вносить вклад в общее благо.
В рамках данного исследования дети имели возможность общаться во время игры и говорили, например, о достижении общей цели. Когда у детей была возможность видеть результаты каждого, они чаще сравнивали свои и чужие результаты. Они также больше говорили в целом и чаще упоминали о том, как давали воду, что свидетельствует о том, что дети гибко реагировали на различные ситуации и прилагали больше усилий для координации действий, когда этого требовали обстоятельства.
Доктор Каннгиссер добавила: “Эта игра была направлена на детей в том возрасте, когда у них развивается чувство соперничества. Мы могли бы ожидать, что это станет фактором, когда дети поймут, как ведут себя другие в их группе, но этого в основном не произошло. Она демонстрирует, что при наличии значимых целей и правильной обратной связи мы можем помочь отдельным людям выйти за рамки своих собственных интересов и начать действовать, что может принести пользу обществу в целом”.
Как работала игра
В исследовании приняли участие 240 детей из Германии и Индии. В игре группам из трех детей давали емкости с водой и предлагали внести определенную часть воды в общий бассейн. Не внесенную воду они оставляли себе.
Достигнув определенного порога в этом бассейне, они могли помочь страдающему от жажды животному, и все в группе получали одинаковое количество дополнительной воды, независимо от того, какой вклад они внесли. Чем больше воды собирал каждый ребенок, тем больше наград он получал в конце игры. Это создавало стимул для детей стараться сохранить как можно больше своей воды.
Игра состояла из восьми раундов. Детям в половине групп после каждого раунда показывали только то, сколько воды они собрали сами. В других группах дети видели, сколько воды собрали они и все остальные.
Университет Плимута, Пер.: PSYCHOL-OK.RU