Дети, у которых в первые годы жизни было больше разнообразных социальных контактов, к 17 годам легче преодолевают свои предрассудки. Об этом говорится в исследовании нейробиолога Саскии Кох из Института Дондерса и Университета Радбоуда.
Когда у людей в голове есть стереотипы, это может повлиять на их поведение. “Когда вы делаете предположение о человеке, сидящем напротив вас, это может повлиять на то, как вы с ним взаимодействуете. Подумайте о разнице между тем, как вы будете разговаривать с ребенком или взрослым”.
Для своего исследования Кох использовала данные Неймегенского продольного исследования. В этом исследовании за молодыми людьми наблюдали с младенчества. Подросткам, все еще участвующим в этом исследовании, было дано новое задание, но сначала они проверили, как часто они ходили в детский сад в младенчестве. “Мы предположили, что дети, которые чаще ходили в детский сад, имели более разнообразные социальные контакты: они видели разных нянь, но также встречались с разными детьми, из всех слоев общества”. Затем, в 17-летнем возрасте, тем же детям дали задание сыграть в игру.
В игре они должны были играть вместе с другим человеком, которого они не могли видеть. Перед обоими игроками стояла задача найти предмет на игровой доске. Только 17-летний игрок знал, где находится этот предмет. Не общаясь вербально, 17-летние подростки должны были объяснить другому это местоположение. “Они должны были придумать коммуникативные модели, которые помогли бы другому человеку найти объект. Например, это можно было сделать с помощью определенных движений”.
В одной игре 17-летним подросткам сказали, что они играют с пятилетним ребенком, а в другой они узнали, что имеют дело со взрослым, хотя на самом деле это был один и тот же человек. Вначале 17-летние подростки корректировали свои коммуникативные модели, когда думали, что взаимодействуют с ребенком, уделяя больше внимания своим движениям. То, как быстро они отказались от этой модели, зависело от того, сколько времени они провели в детском саду. “Мы увидели, что 17-летние, которые в младенчестве контактировали с самыми разными людьми, с большей вероятностью преодолевали стереотип. Они не задерживались на мысли о том, что играют с ребенком, двигаясь медленнее. В процессе взаимодействия они обнаруживали, что “ребенок” тоже очень хорош, и чаще полагались на это взаимодействие. Затем они основывали свою игру на этом”.
По мнению исследователя, это означает, что дети, имевшие более разнообразные социальные взаимодействия, легче расстаются со стереотипами в более позднем возрасте. Они более чувствительны к социальному взаимодействию и могут быстрее расстаться с тем образом, который сложился в их сознании о сверстниках. “Получение разнообразного социального опыта в раннем возрасте позволяет нам лучше адаптироваться к потребностям наших партнеров по социальному взаимодействию”.
Университет Радбоуда в Неймегене, Пер.: PSYCHOL-OK.RU