Когда Ильбер Манавбаси пытается сыграть сложный фортепианный рифф, он репетирует не только ноты на странице. “Я репетирую в разных условиях и контекстах. Я репетирую голодным, уставшим, злым и счастливым. Я репетирую разные песни на разных скоростях и иногда на разных фортепиано. Именно разнообразие практики делает меня лучшим исполнителем”, - говорит Манавбаси, аспирант-исследователь Института передовых наук и технологий имени Бекмана.
Разнообразие может также сделать нас лучшими учениками, согласно недавнему исследованию, проведенному Манавбаси и его коллегами из Университета Иллинойса Урбана-Шампейн. Исследователи заметили, что разнообразная практика, а не повторение, способствовала тому, что пожилые люди лучше усваивали новую задачу на рабочую память. Результаты исследования, опубликованные в журнале Intelligence, говорят о том, что разнообразные когнитивные тренировки являются перспективным средством для поддержания остроты ума с возрастом.
“Люди часто думают, что оптимальный способ стать лучше в чем-то - это просто практиковаться снова и снова, но надежное обучение навыкам на самом деле поддерживается вариативностью практики”, - говорит Элизабет А. Л. Стайн-Морроу, исследователь из Бекмана и почетный профессор педагогической психологии в Иллинойсе. “В то время как важность разнообразия в практике была хорошо известна в области обучения моторике, наше исследование показало, что этот принцип применим и к развитию умственных навыков”.
В своем исследовании 1978 года Керр и Бут обнаружили, что дети, которые тренировались бросать мешочек с фасолью в цель с определенного расстояния, с меньшей вероятностью попадали в цель, чем дети, которые тренировались бросать с нескольких разных расстояний. В более широком масштабе исследователи заметили, что разнообразная подготовка способствует достижению высоких результатов как в легкой атлетике, так и в учебе.
“Спортсмены мирового класса, специализирующиеся на одном виде спорта, чаще имеют опыт занятий несколькими видами спорта в раннем возрасте, чем их коллеги национального класса, а нобелевские лауреаты чаще имеют опыт обучения и работы за пределами своей дисциплины в раннем возрасте, чем лауреаты национальных премий”, - говорит Стайн-Морроу.
Она задалась вопросом, как эта концепция применима к когнитивному обучению. Если бы обучение было спортом, повышал бы уровень игры разнообразный режим тренировок?
Исследователи сосредоточили свое внимание на рабочей памяти, или когнитивной способности удерживать в голове одну вещь, одновременно занимаясь чем-то другим. “Мы выбрали рабочую память, потому что она является основной способностью, необходимой для восприятия реальности и построения знаний. Она лежит в основе понимания языка, рассуждений, решения проблем и многих видов повседневного познания”. Поскольку рабочая память часто снижается с возрастом, Стайн-Морроу и ее коллеги набрали 90 местных жителей из Шампейн-Урбаны в возрасте 60-87 лет.
В начале и в конце исследования ученые оценили рабочую память участников, измерив продолжительность чтения: способность запоминать информацию при чтении несвязанной информации. Исследователи попросили участников прочитать и осмыслить ряд логических и нелогических предложений (например, “Головной убор, который носят члены королевской семьи, называется короной” или “Животное с оранжевыми и черными полосами - зебра”), каждое из которых было сопряжено с буквой алфавита. По словам исследователей, участники, которые вспоминали буквы в правильном порядке, как правило, обладали более сильной рабочей памятью.
В промежутках между оценками скорости чтения участники проходили четырехнедельные когнитивные тренировки. Первые две недели участники тренировались по одной из четырех схем: само задание на проверку скорости чтения, новое задание на рабочую память, несколько заданий на рабочую память и контрольное задание, не связанное с рабочей памятью. В течение последних двух недель все участники тренировались в вариации задачи на скорость чтения.
Участники, которые тренировали несколько видов рабочей памяти, показали наибольшее улучшение в оценке скорости чтения от начала и до конца, превзойдя тех, кто репетировал задание на скорость чтения все четыре недели.
Исследователи заметили, что группа смешанной практики не сразу превзошла остальных, хотя в конечном итоге ее результаты оказались самыми высокими.
“Им нужно было поработать для этого. Смешанная практика не привела напрямую к улучшению успеваемости; она привела к улучшению обучения. Эта группа медленнее всех улучшала свои результаты в задании на скорость чтения, но в итоге достигла наивысшего пика”.
По словам Стайн-Морроу, одна из причин, по которой разнообразная практика может способствовать развитию навыков, заключается в принципе мутуализма, или “взаимного роста тесно связанных способностей”. Эти результаты дают первые доказательства концепции мутуализма и показывают перспективность улучшения рабочей памяти на более поздних этапах жизни.
“В этом исследовании мы продемонстрировали широкий принцип мутуализма через призму того, как он применяется к рабочей памяти. Если вы расширите этот принцип и объедините его с различными видами навыков, это может продемонстрировать более широкий эффект”.
Институт передовых наук и технологий Бекмана, Пер.: PSYCHOL-OK.RU