Принято считать, что люди легко поддаются первому впечатлению, и есть убедительные научные доказательства того, что от первоначальных поспешных суждений трудно отказаться - даже если они оказываются неточными. Но, согласно новому исследованию, сон может помочь нам избежать суждения о книге исключительно по ее обложке.
В исследовании, опубликованном в Journal of Experimental Psychology: General, группа исследователей из Университета Дьюка начала с извечного вопроса: Что лучше - начать с хорошего первого впечатления или закончить на хорошей ноте?
Чтобы пролить свет на этот вопрос, они провели исследование с участием воображаемой гаражной распродажи. В ходе серии экспериментов, проведенных в режиме онлайн, исследователи попросили участников просмотреть виртуальные коробки с ненужными вещами в поисках предметов, которые можно было бы включить в распродажу. Большинство предметов в каждой коробке не стоили многого - например, старый будильник или комнатное растение. Несколько особенных предметов, таких как красивая лампа или плюшевый медведь, стоили больше.
Участники зарабатывали реальные деньги, выбирая коробки, поэтому у них была мотивация выяснить, какие коробки наиболее ценные. Однако участники не знали, что общая стоимость 20 предметов в каждой коробке была одинаковой. Различалась лишь последовательность расположения “хлама” и “драгоценностей”.
В одних коробках все ценные предметы лежали сверху, поэтому, распаковывая коробку, участники замечали их в первую очередь. В других коробках ценные предметы были сгруппированы в середине или на дне, а в некоторых коробках они были перемешаны.
После того как участники открыли разные коробки, исследователи попросили их оценить ценность каждой из них и выбрать наиболее понравившуюся. Некоторые участники оценивали коробки сразу, другие отправлялись спать и принимали решение после ночи.
Быстро обнаружилась закономерность: когда участникам приходилось принимать решение сразу, они, как правило, запоминали коробки и оценивали их не по всему содержимому, а по первым нескольким предметам, которые попадались им на глаза. “Мы обнаружили, что люди очень предвзято относятся к первым впечатлениям”, - говорит ведущий автор исследования Элли Синклер, которая проводила исследование в рамках своей докторской диссертации в лаборатории доктора Элисон Адкок, профессора психиатрии и поведенческих наук Университета Дьюка.
Участники снова и снова искали коробки с ценными предметами. Когда они замечали эти “сокровища” первыми перед недорогими предметами, вероятность того, что они выберут именно эту коробку, была выше, чем если бы они сначала увидели дешевые вещи. Участники не только постоянно выбирали коробки с “сильным началом”, но и были склонны переоценивать их стоимость, считая, что они стоят на 10% больше денег, чем на самом деле.
По словам Синклер это пример психологического феномена, называемого предвзятостью первичности. Оказывается, когда нужно составить общее мнение о чем-либо, на нас неоправданно влияет первая попавшаяся информация, даже если появляются новые факты.
В случае эксперимента с гаражной распродажей эта предвзятость не позволила участникам рационально сравнивать коробки и даже заставила их поверить, что некоторые коробки были более ценными, чем на самом деле. В то же время, как ни странно, они были менее способны вспомнить конкретные вещи, когда их спрашивали, какие предметы в этих предпочтительных коробках были “сокровищами”.
Однако участники, которых не просили принимать решение до следующего дня, с меньшей вероятностью попадали в эти ловушки. “Они сделали более рациональный выбор, в равной степени отдавая предпочтение коробкам со скоплениями ценных предметов в начале, середине или конце”. Участники, которые “поспали”, больше не отдавали предпочтение коробкам, которые производили хорошее первое впечатление. Коробки, которые приберегали лучшее напоследок, имели одинаковый вес при подсчетах.
“Суждение по первому впечатлению может оказаться полезным для выбора в данный момент. Скажем, вы смотрите начальную сцену фильма или пролистываете первые несколько страниц книги. Быстрые суждения, основанные на этих первых впечатлениях, могут помочь нам решить, когда лучше двигаться дальше, пока мы не потратили слишком много времени и сил. Но когда речь идет о ситуациях с более долгосрочными ставками - например, о приеме на работу или свидании, - в идее „поспать“ перед принятием решения есть своя мудрость”.
“Это захватывающий первый взгляд на то, как наш мозг подводит итоги приятного опыта. Когда все закончилось, наш мозг связывает все это в памяти, чтобы помочь нам сделать лучший выбор - и этот замечательный трюк происходит за одну ночь”.
Университет Дьюка, Пер.: PSYCHOL-OK.RU