Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Расстройство накопительства: лечение с помощью образного рескриптинга

Репетиция альтернативных результатов выбрасывания вещей с помощью переписывания образов (или образного рескриптинга) является перспективной стратегией лечения людей, которые страдают патологическим накопительством, показало исследование ученых-психологов из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW).

Расстройство накопительства - крайне изнурительное состояние, которое усугубляется с возрастом. Люди, которые занимаются накопительством, формируют сильную эмоциональную привязанность к предметам, накапливают чрезмерный беспорядок и испытывают трудности с избавлением от вещей. Многие из них избегают лечения.

По словам Айзека Сейбла из Исследовательской лаборатории Гришэма, экспериментальной группы по клинической психологии при Сиднейском университете, люди, страдающие накопительством, также чаще сталкиваются с навязчивыми и тревожными мысленными образами в своей повседневной жизни. “Негативные воспоминания и страхи, такие как гниение вещи на свалке, катастрофическое сожаление или разочарование в любимом человеке, могут вызывать тревогу и блокировать процесс выбрасывания. Наши лучшие научно обоснованные методы лечения не приносят желаемых результатов. Хотя у каждого третьего человека, страдающего накопительством, может наблюдаться улучшение симптомов, клинически значимые изменения происходят менее чем у трети людей. Кроме того, высок уровень отказа от лечения”.

Переписывание образов - это эмпирическая техника, часто используемая в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), когда участники вводят позитивную или благотворную информацию, чтобы “переписать” результаты негативных мысленных образов, в данном случае худшие сценарии выбрасывания вещей.

“Обычно этот метод используется для уменьшения дистресса, связанного с негативными воспоминаниями, однако он успешно применяется и при других расстройствах, характеризующихся мысленными образами, ориентированными на будущее, таких как генерализованная тревога и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)”.

Цель данного исследования, в котором приняли участие 176 человек, заключалась в том, чтобы определить, поможет ли переписывание негативного нарратива, сфокусированного на будущем, помочь людям с выраженными чертами накопительства избавиться от накопительства. Участники прошли онлайн-интервенцию, используя предмет, который им было трудно выбросить. Они записывали воображаемый результат выбрасывания этого предмета, а затем выполняли упражнение, основанное на одном из четырех методов лечения.

Реакция на рескриптинг образов сравнивалась с когнитивной реструктуризацией (обучение выявлению иррациональных, вредных мыслей и отказу от них); имагинальной экспозицией (вовлечение в вызывающие тревогу образы/нарративы для уменьшения их воздействия с течением времени); и погружением в позитивные мысленные образы для улучшения своего настроения (в качестве контроля). Затем участников попросили выбросить свой предмет.

Исследование показало, что участники, которые занимались рескриптингом образов, были более счастливы, более мотивированы и чаще отказывались от своих предметов. Переписывание образов было также более эффективно в снижении тревоги, печали и гнева и повышении чувства счастья и расслабленности в процессе выбрасывания, чем воздействие на образ и когнитивная реструктуризация.

Способность участников к визуализации повлияла на то, насколько эффективно работает метод переписывания образов. Участники рескриптинга заполнили опросник “Яркость визуальных образов” (VVIQ), самостоятельно оценивая яркость элементов в предписанных сценариях, таких как восходящее солнце или радуга. Более высокие способности к творческой визуализации были связаны с большей готовностью и мотивацией к отказу.

Эти результаты были повторены во втором исследовании под руководством терапевта, результаты которого еще не опубликованы. В нем сравнивались рескриптинг образов и составление списка мыслей - техника, которая, как выяснилось, эффективно помогает людям с проблемой накопительства.

Предварительные результаты показали, что рескриптинг превзошел составление списка мыслей в ключевых областях: участники были более мотивированы на избавление от вещей и более позитивно относились к процессу избавления. Теперь эти результаты будут проверены в клинических испытаниях.

Проблемы лечения накопительства

Расстройством накопительства страдают 2,5% трудоспособного населения, около 715000 австралийцев. Люди, занимающиеся накопительством, часто имеют очень низкое качество жизни. Связанные с этим психологический дистресс и социальное неблагополучие приравниваются к жизни с шизофренией.

Это состояние может привести к антисанитарным и небезопасным условиям жизни, социальной изоляции, проблемам со здоровьем и невозможности работать. Накопительство также может способствовать пожарам, жилищным проблемам, эпидемиям, падениям и другим опасностям. Стоимость возвращения домов в пригодное для жизни состояние оценивается более чем в 87000 долларов на одну семью, страдающую от захламленности.

По словам профессора Джессики Гришэм, возглавляющей исследовательскую лабораторию Гришэм, захламленность может затруднить выполнение таких привычных для большинства из нас действий, как еда за столом или сон в постели. “В самых тяжелых случаях дома царит полная антисанитария - либо потому, что уборка стала невозможной, либо потому, что человек копит мусор. Нагрузка на семьи может быть огромной”.

Связанная с этим стигма может помешать людям, занимающимся накопительством, и их семьям обратиться за помощью. Часто проблему накопительства не решают до тех пор, пока она не станет очевидной. Кроме того, люди, занимающиеся накопительством, испытывают трудности с регулированием и переносом негативных эмоций, что может снизить вовлеченность и увеличить количество отказов от экспозиционной терапии.

“На людей оказывается такое сильное давление и зачастую межличностные конфликты, что они вынуждены избавляться от вещей, поэтому клиенты, страдающие от накопительства, могут чувствовать себя очень измотанными. У них может быть или не быть большой мотивации или понимания, и они чувствуют себя действительно напряженными и реактивными.

В этом предварительном исследовании рескриптинг образов, похоже, снижает эту реактивность. Вместо прямого подхода - [спрашивая], что мешает вам выбросить это... и исследуя и оспаривая эти убеждения, - он имеет скорее творческий, эмоциональный стиль, который имеет большой потенциал для клиентов с накопительством”.

Неофициальные данные свидетельствуют о том, что люди, которые занимаются накопительством, могут иметь больше творческих наклонностей. “Мы знаем, что образы действуют как эмоциональный усилитель. Это позволяет нам получить доступ к эмоциям людей [и задействовать] нейронные структуры, отвечающие за обработку воспоминаний и эмоций в мозге. Переписывание образов подчеркивает богатые чувствами детали, чтобы создать эмоционально насыщенный и захватывающий опыт. И мы думаем, что отчасти именно это объясняет результаты, которые мы наблюдаем”.

Почему люди занимаются накопительством?

Накопительство чрезмерного количества предметов, многие из которых по объективным меркам ничего не стоят, может показаться сложным для понимания, говорит профессор Гришэм. “Однако большинство из нас привязываются по крайней мере к нескольким вещам. Возможно, нам нравится, как они выглядят, или они вызывают приятные воспоминания. При патологическом накопительстве возникает такой же тип привязанности к предметам, а также чрезмерная зависимость от вещей и трудность нахождения вдали от них”.

Хотя исследования показали, что генетика играет определенную роль, накопительство, скорее всего, вызвано рядом психологических, нейробиологических и социальных факторов. Расстройство накопительства связывают с ранними травмами, жизненным стрессом и эмоциональной депривацией.

“Люди, которые занимаются накопительством, часто рассказывают о чрезмерно холодном воспитании, трудностях в общении с другими людьми и травмирующем детском опыте. Они могут считать, что люди ненадежны и не заслуживают доверия и что для комфорта и безопасности лучше полагаться на предметы. Опыт научил их, что их самоидентификация завязана на том, чем они владеют; что если они расстанутся со своим имуществом, то потеряют себя”.

Расстройство накопительства также связано с высоким уровнем синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Трудности с планированием, принятием решений и категоризацией могут затруднять организацию и избавление от вещей. В итоге человек избегает этих задач, что приводит к неуправляемому беспорядку.

По словам профессора Гришэм, переписывание образов особенно интересно тем, что оно может помочь справиться как с основополагающими травмами, которые формируют наши повествования, ориентированные на будущее, - область, представляющая интерес для лаборатории, - так и с навязчивыми, вызывающими страх мысленными образами, которые мешают избавляться от вещей в настоящем. “Образы могут связывать наше прошлое, настоящее и будущее. Переписывание воспоминаний, которые могли спровоцировать накопительство, - возвращение назад и удовлетворение этих потребностей - может открыть двери для достижения больших результатов в лечении и более позитивного влияния на жизнь клиентов”.

Университет Нового Южного Уэльса, Пер.:

Технологии, распознающие депрессию по языку тела

Система SimSensei — цифровой аватар, интервьюирующий людей для оценки их состояния ума. SimSensei является одной из нескольких новых разработок ученых, направленной на частичную автоматизацию довольно сложного процесса диагностики клинической депрессии.


Физическая активность подростков может способствовать обучению и благополучию в школе

Подростки, которые сами ездят в школу и активно занимаются физической активностью в свободное время, показывают более высокие результаты в средней школе, чем их неактивные сверстники.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация