Почему человеческая культура - совокупность знаний, передающихся из поколения в поколение, - гораздо сильнее, чем культура животных? Вопрос “Что особенного в нашем виде?” волнует ученых на протяжении многих веков, и теперь у ученого из Университета штата Аризона появилась новая гипотеза, которая может изменить наше восприятие самих себя и окружающего нас мира.
“Десять лет назад было принято считать, что именно способность человеческой культуры накапливаться и развиваться делает нас особенными, но новые открытия в области поведения животных ставят под сомнение эти идеи и заставляют нас переосмыслить, что делает наши культуры и нас как вид уникальными”, - говорит эволюционный антрополог Томас Морган в новой научной статье “Человеческая культура уникально открыта, а не уникально кумулятивна”, опубликованной в журнале Nature Human Behavior.
Подобно тому как люди передают знания своим детям, когда вылупляется новая королева муравья-листореза, она собирает во рту маленький грибок своей матери и берет его с собой, чтобы основать новую колонию. Это происходит так долго - миллионы лет, - что грибок внутри колоний генетически отличается от дикого грибка за пределами колоний.
Подобно тому, как меняются человеческие языки, новые данные показывают, что песни горбатых китов эволюционируют, распространяются между группами и становятся все более сложными с течением времени. Как и люди, шимпанзе учатся использовать инструменты, и теперь у нас есть доказательства того, что они делают это на протяжении тысяч, а возможно, и миллионов лет. Даже саранча использует сложные эволюционирующие системы для адаптации к местным условиям, полагаясь на эпигенетические изменения. Такие факторы, как возраст и окружающая среда, могут изменить активность генов без изменения последовательности ДНК - чтобы быстро эволюционировать между спокойными и зелеными или роющими и желто-черными формами в зависимости от перенаселения.
Эти открытия, наряду с другими, показали, что не только животные обладают культурой, но и существуют примеры ее накопления - то, что долгое время считалось исключительно человеческим. “Раньше считалось, что у других видов просто нет культуры. А теперь мы знаем, что у многих других видов она есть. Тогда считалось, что только человеческие культуры накапливаются или развиваются с течением времени. Но теперь мы знаем, что культуры животных тоже могут это делать. Итак, если у животных есть эволюционирующие культуры, то что же такого особенного в человеческой культуре, что отличает нас от других животных?”, - говорит Морган.
Морган и профессор Стэнфордского университета Маркус Фельдман отвечают на этот вопрос, выдвинув новую гипотезу: мы, люди, доминируем и являемся такими особенными благодаря “открытости” - нашей способности общаться и понимать бесконечное количество возможностей в жизни. “То, как животные думают о том, что они делают, ограничивает пути развития их культур. Одним из способов может быть то, что они не могут легко представить себе сложные последовательности действий, или они не могут представить себе подцели”, - говорит Морган. “Например, когда я готовлю завтрак для своих мальчиков утром, это вложенный, многоступенчатый процесс. Сначала мне нужно достать миски, кастрюли и другие принадлежности. Затем мне нужно положить ингредиенты в кастрюлю и начать готовить, все в нужном количестве и порядке. Затем мне нужно готовить, помешивая и контролируя температуру, пока блюдо не достигнет нужной консистенции, а потом подать его на стол. Каждый из этих этапов - подцель, а внутри этих подцелей есть шаги, которые мне нужно выполнить в правильном порядке, так что все это - сложная процедура”.
Когда речь заходит о пределе возможностей этой системы, человеческий мозг просто не останавливается на достигнутом: мы способны выстраивать и сохранять последовательности инструкций, которые очень сложны, и это позволяет нам выполнять практически бесконечный набор действий - это и есть открытость.
Хотя другие ученые уже сравнивали культуры людей и животных, исследование Моргана и Фельдмана необычно тем, что в нем также сравниваются животные примеры эпигенетического наследования и родительского эффекта. Муравьи-листорезы - пример родительского эффекта, а саранча - пример кумулятивного эпигенетического наследования. Хотя и эпигенетическое наследование, и родительский эффект стабильны и накапливаются у нечеловеческих видов, в конце концов они прекращают свое развитие, объясняет Морган. “Как и у животных, существуют ограничения, с которыми сталкиваются эти системы и которые останавливают их эволюцию”.
“Я думаю, что ключевой вопрос заключается в том, что особенного в человеческой культуре, и мы попытались ответить на него, сравнивая человеческие культуры с культурами животных, с эпигенетикой, с родительскими эффектами - со всеми эволюционирующими системами, какие только можно придумать. И в конце концов мы пришли к выводу, что особенность человеческой культуры заключается в ее открытости и безграничности. Она может накапливаться, но при этом никогда не останавливается, а просто продолжает развиваться”.
Аризонский государственный университет. Пер.: PSYCHOL-OK.RU