Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

То, как мозг учится получать вознаграждения, может стать ключом к лечению депрессии

Сигнал мозга, который загорается, когда мы предвкушаем вознаграждение, может содержать секрет помощи людям в преодолении депрессии, и ученые работают над раскрытием этого потенциала. Перл Чиу и Брукс Касас из Института биомедицинских исследований имени Фралина при Вирджинском технологическом институте впервые применили персонализированный подход к лечению депрессии, изучив, как наш мозг обрабатывает вознаграждения и неудачи. Их исследование, опубликованное в Journal of Affective Disorders, изучает два сигнала мозга - ошибку прогноза и ожидаемую ценность, - которые могут предсказать, насколько вероятно, что у человека с депрессией улучшатся симптомы.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, от глубокой депрессии ежегодно страдает более 21 миллиона американцев, и она остается одной из ведущих причин инвалидности во всем мире. Однако существующие методы лечения часто оказываются неэффективными, в результате чего многие не получают длительного облегчения.

“Большая депрессия не является универсальным заболеванием. Люди с депрессией учатся и реагируют на вознаграждения и неудачи по-разному, часто в соответствии с конкретными симптомами”.

Используя вычислительные модели, исследователи изучили, как функционирует система вознаграждения мозга у людей с депрессией, особенно у тех, кто страдает ангедонией - неспособностью испытывать удовольствие. Анализируя реакции, связанные с дофамином, они выявили уникальные паттерны мозговой активности, которые могут помочь предсказать вероятность выздоровления.

По словам профессора Чиу, эти реакции показывают способность мозга учиться на результатах, и могут стать основой для нового вида терапии, использующей индивидуальные процессы обучения для управления реакцией мозга на различные результаты.

Исследование выявило два ключевых сигнала мозга - ошибку прогнозирования и ожидаемую ценность - в качестве основных показателей потенциала выздоровления при депрессии. Ожидаемая ценность, которая отражает предвкушение мозгом вознаграждения и руководит принятием решений, оказалась последовательным предиктором ремиссии при всех видах лечения. Вместе ошибка прогнозирования и ожидаемая ценность позволили лучше понять, как уникальные модели обучения влияют на результаты лечения психических заболеваний, что открывает путь к разработке индивидуальной терапии, учитывающей специфику симптомов.

“Этот вывод подчеркивает силу системы вознаграждения мозга в прогнозировании выздоровления. Наблюдая за тем, как каждый человек реагирует на вознаграждения и неудачи, мы можем открыть новые пути для разработки методов лечения, соответствующих индивидуальным особенностям обучения. Это приближает нас к действительно персонализированной психиатрической помощи”.

Исследователи применяют свои открытия на практике. Ранее в этом году Чиу и Касас опубликовали в журнале Clinical Psychological Science работу, в которой исследовали, как вопросы о подкреплении-обучении могут помочь изменить поведение. Теперь они продвигают этот подход на шаг вперед, тестируя конкретные вопросы, призванные изменить реакцию людей с депрессией на вознаграждение и неудачи. “Мы изучаем вопросы типа “Чего вы ожидали?”, чтобы изменить то, как мозг учится на опыте”, - говорит Чиу.

Этот подход не ограничивается устранением симптомов, а направлен на мозговые процессы, которые вызывают конкретные симптомы депрессии. Согласовывая терапию с уникальными реакциями мозга каждого человека, эта стратегия может привести к более целенаправленным, специфическим для каждого симптома вмешательствам, которые дадут долгосрочные результаты.

Это исследование представляет собой прогресс в соединении науки о мозге и терапии, что позволяет перейти к более персонализированным и эффективным методам лечения. Понимая, как функционирует система вознаграждения в мозге, исследователи разрабатывают стратегии, которые могут изменить лечение депрессии, устраняя ее основные причины, а не только симптомы.

“Наша цель - создать лечение, которое объединит нейронауку и поведенческую терапию. Если чей-то мозг хуже реагирует на вознаграждения, мы можем использовать поведенческую активацию, чтобы усилить его выздоровление”, - говорит Чиу. Этот метод согласовывает лечение с нейронными реакциями каждого человека, создавая основу для более индивидуализированных, специфических для каждого симптома вмешательств, которые выходят за рамки традиционных подходов.

Заглядывая в будущее, команда специалистов предполагает, что использование моделей на основе работы мозга, позволит превратить лечение депрессии в точный, индивидуальный подход. Представьте себе, что пациент проходит обследование и на основе полученных результатов получает вмешательство с учетом его уникальных процессов обучения. Для кого-то это могут быть упражнения, направленные на борьбу с неспособностью испытывать удовольствие, или стратегии по усилению позитивных реакций.

“Настоящее преимущество заключается в том, что этот подход не просто лечит симптомы на поверхности. Он затрагивает глубинные механизмы обучения, способствующие уникальному переживанию депрессии каждым человеком”.

Такая модель может позволить терапевтам предлагать точные, основанные на фактических данных методики для переобучения реакций мозга и ускорения выздоровления. “Мы движемся к будущему, в котором психиатрическая помощь будет такой же уникальной, как и сознание каждого человека. Согласовывая лечение с индивидуальными стилями обучения, мы можем выйти за рамки лечения симптомов и способствовать действительно длительному восстановлению и устойчивости”, - говорит Касас.

Вирджинский технологический институт. Пер.:

Дети с признаками социального отчуждения более подвержены влиянию родителей

Дети, демонстрирующие признаки социального отчуждения, более восприимчивы к неблагоприятному влиянию со стороны родителей, чем другие дети. Эти дети также более склонны к дистрессу, вызванным воспитанием, заставляющим ребенка чувствовать себя виноватым.


Детские травмы связаны с головными болями в зрелом возрасте

По данным метаанализа, люди, пережившие в детстве травмирующие события, такие как жестокое обращение, пренебрежение или бытовое неблагополучие, могут с большей вероятностью столкнуться с головной болью во взрослом возрасте.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация