Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Конфликты с одноклассниками: отталкивающие черты характера порождают враждебные отношения

Неприятно иметь врага. Большинство людей стараются избегать вражды, которая перерастает во взаимный антагонизм. В связи с этим возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы нажить себе врага? Один из возможных ответов заключается в том, что аверсивное или отталкивающее поведение повышает вероятность столкновений с другими людьми, которые приводят к длительной вражде. Однако без продольных данных неясно, что наступает раньше - отвращение или неприязнь, - поэтому трудно провести различие между причинами и последствиями появления врага.

Новое исследование Атлантического университета Флориды четко устанавливает порядок последствий. Результаты, опубликованные в журнале Journal of Youth and Adolescence, показывают, что учащиеся, которые ведут себя непривлекательно в начале учебного года, подвергаются повышенному риску вражды с другими и вовлечения во враждебные отношения к концу учебного года.

В исследовании приняли участие более 300 школьников Флориды в возрасте от 9 до 14 лет, посещающих различные государственные начальные и средние школы. Школьники заполняли анкеты в начале, середине и конце учебного года. В каждый момент времени учащиеся определяли одноклассников, которые им не нравятся. Враги (также известные как взаимные антипатии) определялись как диады, в которых оба партнера испытывали неприязнь друг к другу. Студенты также называли одноклассников, которые хорошо учились в школе и были просоциальными, а также агрессивных и деструктивных. В самоотчетах описывались эмоциональная нестабильность и эмоциональные проблемы.

“Вражда или взаимная антипатия возникает, когда два человека не любят друг друга. Неприязнь должна быть взаимной. Обе стороны должны разделять одно и то же чувство. Взаимные антипатии встречаются нечасто: менее 5% студентов в нашем исследовании имели врагов”, - говорит Бретт Лаурсен, Ph.D., старший автор исследования и профессор психологии в Колледже науки Чарльза Э. Шмидта при ФАУ.

Результаты исследования показали, что подростки с аверсивными чертами характера в начале учебного года с большей вероятностью сформируют враждебные отношения в течение учебного года по сравнению с теми, кто не имеет таких черт. Эмоциональная реактивность была самым сильным фактором риска для участия во взаимной антипатии. Эмоционально неустойчивые подростки на 35% чаще формировали враждебные отношения, чем те, у кого уровень эмоциональной неустойчивости был низким. Плохая успеваемость в школе, агрессивность и нарушение порядка в классе также были сильными предикторами последующего участия во враждебных отношениях. Ученики, которых воспринимали как нерадивых или не заботящихся о других, также были склонны к формированию взаимной антипатии.

Важно отметить, что риск развития враждебных отношений сохранялся на протяжении всего учебного года и не зависел от пола (мужчины и женщины) или уровня школьного образования (ученики начальной и средней школы), что указывает на широкую применимость этих поведенческих рисков к разным группам подростков.

“Школьники, демонстрирующие непривлекательное поведение, как правило, вовлекаются в отношения, характеризующиеся взаимной неприязнью. Молодые люди, которые ведут себя непривлекательно, вызывают неприязнь, и это чувство часто возвращается. Всевозможные виды раздражающего поведения могут вызывать неприязнь у окружающих. Эмоциональная нестабильность - особенно сложная черта. Эмоционально реактивные молодые люди быстро и остро реагируют на ситуации, что может легко привести к конфликтам между сверстниками и эскалации негативных эмоций”, - говорит Лаурсен.

Плохая успеваемость и поведение на уроках также вызывают раздражение.

Молодые люди, которые не добиваются успехов в учебе, испытывают разочарование в школе. Они могут начать обижаться на тех, кто добился успеха и кого ценят учителя. Эта обида часто возвращается. Аналогичным образом, срывы уроков могут раздражать одноклассников, потому что срывы отвлекают от уроков, мешая академическим достижениям других сверстников.

“Наши выводы важны, потому что взаимная антипатия имеет реальные последствия. Проблемные подростки, которые наживают себе врагов, часто оказываются в замкнутом круге социальных и эмоциональных трудностей. Взаимные антипатии могут нарушить сплоченность группы, сделав класс менее благоприятной учебной средой. Более того, негативное взаимодействие вызывает стресс. Для некоторых подростков такие конфликты могут привести к серьезным переживаниям, возможно, даже к отказу от учебы. Принятие упреждающих мер по предотвращению таких конфликтов имеет решающее значение”.

Атлантический университет Флориды. Пер.:

Мозг “запрограммирован” на обучение у людей, которые нам нравятся

Наш мозг “запрограммирован” на то, чтобы больше учиться у людей, которые нам нравятся, и меньше - у тех, кто нам не нравится. Это было доказано исследователями в области когнитивной нейронауки.


Эффект плацебо существенно улучшает сексуальное удовлетворение женщин

Многие женщины с низким уровнем сексуального влечения сообщили об увеличении сексуального удовлетворения после приема плацебо – таковы результаты нового психологического исследования.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация